БОГИНЯ РУССКОЙ СЦЕНЫ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ САВИНОЙ) - Музей Чехова в Ялте

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 14:30 

15:30 16:30 

Четверг 17:30 18:30 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30

15:30 16:30

Четверг 18:30

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

Богиня русской сцены


К 160-летию со дня рождения Марии Савиной.

Мария Гавриловна Савина (1854-1915) более 40 лет прослужила на сцене Петербургского Александринского театра, где впервые появилась в сезон 1874/75 года. В двадцатилетнем возрасте она уже имела за своими плечами пять лет работы на провинциальной сцене. Первыми сценическими шагами Савиной были роли в амплуа инженю. Одесса, Смоленск, Бобруйск, Минск, Харьков, Калуга, Орёл, Саратов, Казань, Нижний Новгород – города, где она играла молодых, обаятельных, наивных и чувствительных девушек. В своё время А.П. Чехов отметил в своей записной книжке: «Савина среди актёров то же, что Крылов Виктор среди писателей». Имя Савиной действительно долгое время в Александринском театре было связано с драматургом В. Крыловым. В его пьесах и переделках она сыграла около тридцати ролей. Занимательность сюжета в сочетании с прекрасным знанием законов сцены создала многим пьесам Крылова шумный успех. Актёры весьма охотно брали, а иногда и заказывали для своих бенефисов крыловские пьесы. В этих пьесах Савина чувствовала себя, как рыба в воде. Лукавство и лицемерие, кокетство и лесть, притворный плач и искренний смех, беспричинная радость и настоящая грусть – этим стандартным оружием крыловских героинь она пользовалась с большим мастерством.

Уподобив Савину Крылову, Чехов, однако, не считал их явлениями равноценными в искусстве. Савина умудрялась наполнить так называемые «сценические пустячки» Виктора Крылова и смыслом, и значением, и красотой. Она поверх замысла автора, поверх текста играла своё. Савина принесла на сцену свой жизненный опыт. Причём главным в нём было не стороннее наблюдение над жизнью, над людьми, что само по себе ценно в актёрской профессии. Куда важнее оказался опыт её собственной борьбы за место в жизни, её собственный характер, в этой борьбе складывающийся. «Горести и скитания» – так назвала Савина свои мемуары, написанные ею в 1883 году.

Мария Гавриловна Савина в течение своей длинной карьеры сыграла роли в пьесах всех известных российских драматургов, а также авторов, относившихся к репертуарной и массовой драматургии. Она запомнилась театральной публике второй половины XIX века ролями Верочки в «Месяце в деревне» Тургенева, Марьи Антоновны в «Ревизоре» Гоголя, Акулины во «Власти тьмы» Толстого, Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского. В её репертуаре было очень большое количество ролей в пьесах Островского. Почти ни одна премьера его пьес в Александринском театре не обходилась без Савиной. Из чеховского репертуара она сыграла Сару и Сашу (эту роль автор специально переделал для Савиной) в «Иванове», Аркадину в «Чайке», Раневскую в «Вишнёвом саде». Великолепно, по мнению Чехова, играли в Александринском театре его «Предложение» (Савина исполняла роль невесты). Этот водевиль очень любил Александр III и часто смотрел его. С фурором прошёл на сцене Александринского театра и чеховский водевиль «Медведь», в котором Савина исполняла роль Поповой. В свой бенефис Мария Гавриловна ставила чеховский водевиль «Юбилей».

За М.Г. Савиной укрепилась легенда петербургской Сары Бернар, что означало высочайшую оценку творчества актрисы. Самой главной чертой характера Савиной было трудолюбие. Она сама создавала себя, упорно и настойчиво лепила свой человеческий образ. Пожертвовав всем ради сцены, Савина требовала от театра той же отдачи. Ей удавалось не только очаровывать и покорять, но и безраздельно царить и властвовать. «Вы очень привлекательны и очень умны – что не всегда совпадает, – и с вами беседовать – изустно и письменно – очень приятно», – признавался И.С. Тургенев в одном из своих писем к М.Г. Савиной. «Высокоталантливой и божественной» назвал её А.П. Чехов. К.С. Станиславский после просмотра спектакля с участием Савиной прислал ей письмо, в котором благодарил за доставленное наслаждение: «Ничто не может помешать вашему таланту сверкать и гореть. Ни глупая публика, ни нелепый театр, ни дождь, стучавший о крыши». Когда Мария Гавриловна подарила Станиславскому на память свои фотографии, он ответил: «Ваши великолепные фотографии, как дорогие регалии, будут висеть рядом с портретом Чехова…»

Наталия Ничипорук, ст. научный сотрудник
КРУ «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»