РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 11:30 12:30 

14:30 15:30 16:30

Четверг 17:30 18:30 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

10:30 11:30 12:30

14:30 15:30 16:30

Четверг 18:30

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

С понедельника по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Без выходных

5 и 8 мая музей работает с 10:00 до 17:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

5 и 8 мая музей работает с 10:00 до 17:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

С понедельника по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Без выходных

5 и 8 мая музей работает с 10:00 до 17:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

«...НЕТ ВРЕМЕНИ, ЖИВЯ НА ЭТОМ МЫСУ, ПИСАТЬ ПИСЬМА… ПРИРОДА ВСЕ СЪЕДАЕТ…» (или несколько слов о «Лордырях» круглого стола)

Статья посвящена краткому обзору временной тематической выставки «Традиции «Ордена Лордырей» круглого стола», проходящей в отделе «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе» в 2023 году


«Лордыри круглого стола. Август 1930 года» — надпись чернилами на одной из фотографий с изображением О.Л. Книппер с подругами на веранде гурзуфской дачи. Всё: умиротворенные, спокойные лица хозяйки и её гостей, неизвестная личность фотографа, шутливо-аристократическое – «лордыри» — на фоне даты – «…Август 1930 года…» заставляет задуматься и окунуться в жизнь Ольги Леонардовны и её окружения на даче, а также в исторический контекст той далекой от нас эпохи.

Индустриальная трансформация СССР сопровождалась коренным переломом в политической, общественной и культурной жизни. Переход от «новой экономической политики» к плановому хозяйству привел к появлению новых министерств и ведомств, колхозов, артелей, творческих союзов, развитию кинематографа, появлению соцреализма.

Внедрение новых подходов хозяйствования в научной, творческой и общественной деятельности сопровождалось ломкой старых устоев, подходов, борьбой с инакомыслием, переходящей в репрессии.

Разногласия между основателями Художественного театра привели к тому, что во второй половине 20-х годов К.С. Станиславский в основном руководил работой молодых режиссёров, значительно больше внимания уделяя своему Оперному театру. В последний раз он переступил порог МХАТа в 1934 году. В.И. Немирович-Данченко боролся с мхатовскими штампами – «правдёнкой», бытовизмом. Продолжались поиски в области сценографии: к работе в театре был привлечён Дмитриев В.В., Крымов Н.П. и Юон К.Ф., Вильямс П.В. и Рындин В.Ф., Акимов Н.П. и Татлин В.Е.

Со второй половины 1930-х годов ситуация в Художественном театре вполне отражала ситуацию в стране: театр не мог избежать постановок слабых пьес, сочинений, «рекомендованных» Главреперткомом. Некоторые писали на своих коллег доносы, жертвами которых стали, в частности, Названов М.М. и. Кольцов Ю.Э. Были репрессированы и руководители театра, такие как. Аркадьев М. П, Боярский Я. О., режиссёр Сахновский В. Г. …

И все-таки, почему же «Орден Лордырей круглого стола»? Почему Ольга Леонардовна, и Мария Павловна придумали это «тайное общество»? Осмелимся предположить, что название представляет собой собирательный образ, в котором отражены, и попытка отгородиться от тех противоречивых трагических событий, которые происходили в стране, и неопределенность, невозможность дать оценку происходящему; возможность применить скрытую иронию и своего рода «эзопов язык» при общении и личной переписке. Этому способствовало уединение от окружающего мира, которое было возможно в тихом и скрытом от посторонних глаз уютном месте – на даче в Гурзуфе… Вся обстановка здесь способствовала душевному умиротворению и покою.

Дача становится местом притяжения для творческой интеллигенции, близких родственников. Сюда приезжают Мария Павловна Чехова и братья Антона Павловича со своими семьями, а Лев Константинович Книппер даже купил по соседству дачу (она не сохранилась до наших дней).

В этот период у Ольги Леонардовны появляется молодой талантливый фаворит – Николай Дмитриевич Волков (советский драматург и либреттист, теоретик театра, автор монографии о Мейерхольде), в узком кругу величаемый – «Лорд». Постепенно именно этот круг близких друзей и родственников превратится в шуточный «Орден Лордырей круглого стола».

Как правило, друзья и родственники собиралась за круглым столом в саду или же на веранде под абажуром, на котором был изображен чеховский символ – чайка. Разыгрывали театральные сценки, читали, пели, играли на музыкальных инструментах, спорили об актерской игре. В таких творческих вечерах участвовали непременно все: и гости, и хозяева. Угощение было весьма простым: овощи, хлеб, иногда ватрушки, жареная рыба, пили чай с вареньем иногда вино.

Вот как напишет об отдыхе сама Книппер: «...нет времени, живя на этом мысу, писать письма... Природа все съедает. То морем займешься, то на горы смотришь, то на пристани развлечение, то розы почистить, обрезать, то дать направление «французской картошке» по стене, то гулять, то купаться, то кто-нибудь пришел. А то просто блаженное состояние, когда ничего не в состоянии делать...».

Автор: Штельцер М.С., младший научный сотрудник, отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе», г. Ялта

Фото 1 «Члены Ордена Лордырей Круглого стола» 31 авг. 1930 г. Гурзуф. «О.К.». (КП 2732)

Фото 2. Чехова Мария Павловна и Книппер-Чехова Ольга Леонардов и Н. Д. Волков среди знакомых. Гурзуф. 1931 год. (КП 885/2)

Фото 3. Книппер-Чехова О. Л., Бакланова С. И., Волков Н. Д. в Гурзуфе. (КП 2751/2) из письма Е. Коншиной, 12 августа, 1933 г.