Статья посвящена обзору воспоминаний О.Л. Книппер о жизни, постановках пьес А.П. Чехова, событиях, переживаниях, сопровождавших жизнь этого творческого дуэта.

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 14:30 

15:30 16:30 

Четверг 17:30 18:30 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30

15:30 16:30

Четверг 18:30

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

С понедельника по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Без выходных

5 и 8 мая музей работает с 10:00 до 17:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

5 и 8 мая музей работает с 10:00 до 17:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

С понедельника по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Без выходных

5 и 8 мая музей работает с 10:00 до 17:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

«…Вы скрасили последние дни жизни тому, кто больше всех нуждался в красоте…»

Статья посвящена обзору воспоминаний О.Л. Книппер о жизни, постановках пьес А.П. Чехова, событиях, переживаниях, сопровождавших жизнь этого творческого дуэта.


Многие связывают успех в карьере женщин-актрис с влиянием близких им мужчин из числа писателей актеров, педагогов, режиссеров, продюсеров или чиновников. Однако немногие отмечают и связывают творческий успех мужчин с их женами.

Роль мимолетных романтических отношений в жизни любого творческого человека, будь то мужчина или женщина общеизвестна и очевидна. Но что мы знаем о роли жен, роли семейных отношений в этом успехе? Зачастую, этот успех противопоставляют влиянию супруги на мужа, особенно если это касается творческой деятельности – в таком представлении мужчина буквально «борется» с семейным, «заевшим» его бытом, ворчливой и вечно недовольной чем-то супругой, требующей выполнения любых капризов… А между тем в истории существуют примеры плодотворного влияния жены на занятого творчеством мужа. Одним из таких замечательных примеров может служить брак А.П. Чехова и О.Л. Книппер.

Многие авторы давали различные, иногда противоречивые оценки этому браку, рассматривая его: кто с точки зрения общественной морали своего времени (а она неоднократно менялась), кто – религиозных устоев, иные с точки зрения конкуренции, зависти и прочих страстей, которыми так богат мир творческих людей. Однако общепризнанным результатом этого союза как творческого, так и семейного является уникальное творческое наследие, состоящее из знаменитых произведений А.П. Чехова и не менее известных и оригинальных образов, созданных О.Л. Книппер на театральной сцене.

 

Попробуем представить себе каким же был этот творческий союз – союз, заполнивший последние шесть лет жизни Антона Павловича.

«…То были годы радостного созидания, работы, полной любви и самоотвержения, годы больших волнений и крепкой веры…» – напишет она позднее. В то же время – Чехов последних лет: Чехов – слабеющий физически и крепнущий духовно...

Отсчет их творческих отношений – отношений автора и актрисы Ольга Леонардовна ведет с 21 сентября 1898 года, когда Антон Павлович впервые пришел на встречу с актерами на репетицию многострадальной пьесы «Чайка». Все были захвачены необыкновенно тонким обаянием его личности, его простоты, его неумения «учить», «показывать».

Именно тогда Ольга Леонардовна обращает внимание на стиль общения писателя с актерами и остается под сильным впечатлением от этой встречи.

«Чайка» давалась тяжело и актерам, и режиссерам, причиной тому был малый опыт совместных представлений у молодых актеров, разные подходы К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Однако их усилия увенчались успехом – успехом, реабилитировавшим и автора, и пьесу. Но чуть позже автор, увидевший постановку, остается недоволен – Антон Павлович не позволяет играть четвертый акт. По мере дальнейших репетиций, игра актеров совершенствуется, а отношение автора смягчается.

В сезон 1899-1900 года Ольга Леонардовна принимает участие в постановках «Дяди Вани». Именно тогда она пытается сформулировать основы актерского метода, позволяющего успешно играть в пьесах Антона Павловича: «…любить и чувствовать автора, любить человека (персонаж), проникаться полнотой его жизни – жить его жизнью.» Все это позволяло актерам каждый раз по-новому воплощать на сцене знакомые образы. Пьесы А.П. Чехова, по её мнению, не вызывали сразу шумного восторга, но медленно, шаг за шагом, внедрялись глубоко и прочно в души актеров и зрителей и обволакивали сердца своим обаянием.

Принятие актерами пьесы «Три сестры» проходило сложно: поначалу её приняли как некую схему, которую нельзя играть, однако постепенно она становится их любимой пьесой, постановкам сопутствует зрительский успех.

Венчание придает новый статус отношениям Антона Павловича и Ольги Леонардовны. Однако ритм жизни остается прежним, что вызывает кривотолки и недопонимание в обществе.

«Он стремился в Москву все время, стремился быть ближе к театру, быть среди актеров, ходить на репетиции, болтать, шутить, смотреть спектакли, любил пройтись по Петровке, по Кузнецкому, посмотреть на магазины, на толпу. Но в самый живой период московской жизни ему приходилось быть вдали от нее.» — будет вспоминать она.

Работа над «Вишневым садом» была трудная, мучительная, режиссеры с автором никак не могли понять друг друга, договориться. Но после всех препятствий, трудностей и страданий родился спектакль «Вишневый сад» — постановка последней пьесы Антона Павловича.

Из воспоминаний Ольги Леонардовны мы знаем, что Антон Павлович живо обсуждал с ней свои будущие произведения: сюжетные линии и персонажей…Жаль, встречи эти были скоротечными и не столь частыми, как им хотелось бы.

Ольга Леонардовна, по всей видимости, сумела подметить в произведениях писателя близкое к современному пониманию психики (с его делением на сознательное, подсознательное, бессознательное) состояние души героев в их размышлениях и диалогах. Это позволило ей хоть и в описательном ключе, но все же приблизиться к основаниям актерского метода – метода полноценного воплощения на сцене образа и мыслей героя: «…любить и чувствовать автора, любить человека (героя), проникаться полнотой его жизни – жить его жизнью.»

Именно их К.С. Станиславский разовьет до оснований знаменитой «Системы», построенной на работе актера над собой и искусстве перевоплощения.

«…Вы скрасили последние дни жизни тому, кто больше всех нуждался в красоте. Самоотверженно отдав ему кусочек своей жизни, Вы удержали его на несколько лет дольше между нами, и за это мы должны быть благодарны Вам.» – так он напишет ей 27 июля 1904 года.

Автор: Штельцер М.С. младший научный сотрудник, отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Список использованной литературы:

1. Книппер-Чехова О.Л.: О А.П. Чехове Электронный ресурс: http://chehov-lit.ru/chehov/vospominaniya/knipper-chehova.htm. Дата обращения: 26.01.2024

2. Станиславский К. С. – Книппер-Чеховой О. Л., 13 июля 1904 г. Электронный ресурс: http://chehov-lit.ru/chehov/letters-about-chehov/knipper-chehova/letter-61.htm. Дата обращения: 26.01.2024

3. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1988-1999// Театральная библиотека Сергеева. Электронный ресурс: http://teatr-lib.ru/Library/Stanislavsky/#l_18 Дата обращения: 20.12.2023

Фотографии:

1. КП 3239-100 ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник»;

2. Памятник А.П. Чехову на его даче в Гурзуфе, Stelzer, M. S. Environmental factors of attraction in the tourist destination of the department «The Dacha of A.P. Chekhov and O.L. Knipper in Gurzuf» of the Crimean Literary and Artistic Memorial Museum-Reserve / M. S. Stelzer, E. M. Stelzer // International Journal of Professional Science. – 2023. – No. 6. – P. 81-85.

3. КП 3229-91 ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник»; 4. КП 3229-95 ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник»