Министерство культуры Республики Крым
ГБУК РК «КРЫМСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

Чернильный прибор с эмалями, XVII-XVIII вв.


«…Двери отворились, и мальчик вошел в

коридор. Все стены были увешаны старыми

портретами рыцарей в латах и дам в

шелковых платьях; рыцарские доспехи

бряцали, а платья шуршали… 

— У нас дома говорят, что ты ужасно

одинок! — сказал мальчик.

— О! Меня постоянно навещают

воспоминания знакомых лиц и образов!.. А

теперь вот и ты навестил меня! Нет, мне хорошо!»

Г. Х. Андерсен, «Старый дом»

Вероятно, для многих ещё свежи в памяти фотоальбомы в толстых кожаных обложках, наполненные плотными карточками с витиеватыми адресами фотоателье. У иных – сохранились и редкие дагерротипы. Что-то из старинной мебели, из мелких предметов быта – таких несовременных, – напоминают нам о давно прошедшей эпохе наших прабабушек, прадедушек. В семье Чеховых всё было точно так же: также сохранялись памятные вещицы предыдущих поколений, также иной раз, собираясь за чаем в гостиной, припоминали интересные истории прошлого. Сам Антон Павлович очень бережно относился к любым предметам, с которыми были связаны воспоминания его семьи. Простого собирательства он не любил, но, знакомые и друзья, стремясь порадовать Чехова подарками, иногда приводили его в изумление.

Так в доме Чеховых появился небольшой настольный чернильный прибор, бронзовый, с выступающим низом, на четырёх фигурных ножках, полностью украшенный перегородчатой эмалью синих и белых тонов с жёлтыми стилизованными цветами и зелёными листьями. На верхней части корпуса две выемки: в одну помещается ёмкость, в другую – песочница, из которой в старину высыпали песок на свежие рукописи, чтобы избежать смазывания чернил. Сбоку корпуса – небольшой ящичек для перьев и иных принадлежностей. Чернильница неоднократно привлекала интерес исследователей и дополнительные сведения о ней, а также о символическом её значении рассказала заведующий Домом-музеем им. А. П. Чехова Долгополова Ю. Г. (http://yalta-museum.ru/ru/publish/kogda-navek-usnet-pero.html

Чернильница была подарена А. П. Чехову 17 января 1904 года, в Москве, где праздновали день его рождения и 25-летие литературной деятельности, к дате которого МХТ приурочил премьеру пьесы «Вишнёвый сад». Артист МХТ
Стахович А. А. (1856 – 1919) и издатель Суворин А. С. (1834 – 1912) преподнесли писателю эту искусно сделанную чернильницу XVII-XVIII веков [3]. По легенде, подобная стояла на столе самого царя Бориса Годунова, и царь обмакивал в неё кончик пера, набрасывая план государева дела. Как знать? Такие чернильницы действительно были очень распространены в быту высшей знати, начиная с середины XVI века [4,5,6].

Чехов отнёсся к подарку с иронией, но чернильница очень понравилась ялтинскому другу Чехова – доктору Исааку Наумовичу Альтшуллеру (1870 – 1943). С ним Чехов познакомился в Ялте ещё осенью 1898 года. Это был земский врач, специалист по лёгочным болезням, довольно успешно практиковавший в нашем южном городе. Об успехе его практики можно говорить потому, что он владел прекрасной частной лечебницей, сохранившейся до наших дней (городская поликлиника №2), и потому, что его пациентами (вскоре ставшими хорошими знакомыми) были Чехов, Толстой и Шаляпин [2].

Вот что пишет сам Альтшуллер о начале знакомства с великим писателем:
«Я снял Ялте квартиру, пустую, только с несколькими самыми необходимыми предметами обстановки, и так как раньше года семья моя не могла переехать, то Чехов перебрался ко мне. Он в это время очень много работал, преимущественно по утрам. Мы много гуляли, тщательно избегая набережной, где его одолевали курортные дамы, «антоновки», преследуя его по пятам; стоило ему зайти к Синани, как немедленно лавка заполнялась покупательницами, которым неотложно требовались газеты, книги, папиросы и т.п. […] Когда я после кратковременной отлучки для ликвидации своей службы в Новоторжском земстве вернулся в Ялту, то не застал его уже на моей пустой квартире, он переехал на дачу Иловайской, где и проживал до переезда к себе в Аутку.

Но очень часто, спасаясь от посетителей, мешавших работать, он приходил ко мне рано утром и оставался до обеда»[1, 6]. В той поре знакомство с Чеховым переходит в долгую, искреннюю дружбу. Много раз доктор Альтшуллер навещал писателя на его «Белой даче» в Аутке. Он же посетил Антона Павловича и по его возвращении из Москвы, в феврале 1904 года. Вот что мы находим в его воспоминаниях: «Среди подношений действительно были модель древнего русского городка, старинный ларчик и, между прочим, чернильница XVIII века. На мое замечание, что все это очень красиво и что мне особенно нравится чернильница, он [Чехов – прим. авт.] ответил: «Да что вы, ведь теперь песочком не посыпают, есть пропускная бумага, и гусиных перьев же нет». Потом со своей милой улыбкой прибавил: «Ну вот, если вам очень нравится, я распоряжусь, чтобы в наказание вам эту чернильницу после моей смерти и вручили». Как он ни был плох, я тогда все-таки не мог думать, что чернильница уже меньше чем через полгода действительно перейдет ко мне»[1, 6].

Мария Павловна Чехова, после смерти брата, как он и завещал, отдала чернильницу И. Н. Альтшуллеру и она оставалась с ним. С ним же она отправилась в эмиграцию, проплыла на пароходе через Атлантический океан в далёкую Америку.

Шли годы, менялись города, государства, люди, но в Ялте сохранялся чеховский дом. И вдруг в 1971 году пришло письмо из США. Писал сын
И. Н. Альтшуллера, Григорий Исаакович, тоже врач, тогда практиковавший в Нью-Йорке. Он изъявил желание передать в Дом-музей Чехова часть вещей принадлежавших его отцу. Вместе с дневниками и письмами Альтшуллера, с пером, которым писал Чехов, на «Белой даче» снова появилась чернильница с сине-белыми перегородчатыми эмалями и заняла своё место в комнате для гостей на первом этаже дома.

 

В. Кожин,

специалист по учёту музейных предметов, ГБУ РК «КЛХММЗ».

Представленная текстовая и визуальная информация является собственностью ГБУ РК «КЛХММЗ». Копирование и размещение на сторонних источниках без согласования с автором текста и с Музеем запрещено.


Список использованных источников:

 

1. Альтшуллер И.Н. О Чехове: Из воспоминаний. В кн. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. – М., Гослитиздат, 1960.

2. Лихтенштейн И.Е. А.П. Чехов: врач и пациент. Долгожитель: Приложение к газете Новости недели, 27 июля 2006. 

3. Лихтенштейн И.Е. А.П. Чехов. Последние годы жизни, там же, 24 августа 2006. 

4. Русская эмаль XII – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа : альбом. – Л.,1987. - 258 с.

5. Русская эмаль XVII - начала XX века. – М. : Панорама, 1994. - 303 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2300965-КХ

6. Долгополова, Ю.Г. «Когда навек уснет перо…» [Электронный ресурс] // Дом-музей А.П. Чехова: [сайт].[2012]. URL: http://chekhov-yalta.org/ru/nauchnaya-rabota-muzeya/article-page-7.html (дата обращения: 28.02.2018)