ДНЕВНИК КОНФЕРЕНЦИИ "ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯЛТЕ": ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 26 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 14:30 

15:30 16:30 

Четверг 17:30 18:30 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30

15:30 16:30

Четверг 18:30

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

ДНЕВНИК КОНФЕРЕНЦИИ "ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯЛТЕ 2017"

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 26 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА


Катаев Владимир Борисович (Москва)

Некоторые любят погорячее или О купюрах в чеховских письмах

Автор ставит проблему публикации писем Чехова в полном объеме, без изъятия, без купюр. До сих пор не все написанное рукой Чехова опубликовано. В первую очередь это относится к его письмам. Были разные причины для цензурирования – одни имели место еще до революции, другие – в советское время.

Сейчас остаются проблемы издания писем Чехова во всей стилистической неотобранности, чтобы дать представление о разных регистрах русского языка, которыми владел Чехов.

Спачиль Ольга Викторовна (Краснодар)

А.П. Чехов в восприятии современников-кубанцев. А. Раков «Из воспоминаний об А.П. Чехове»

Доклад знакомит современных читателей с малоизвестной, напечатанной в июле 1904 года «Кубанскими областными ведомостями» и с тех пор не переиздававшейся мемуарной статьей А. Ракова, Спачиль О.В. по сути воссоздает портрет А.П. Чехова, каким его увидел приехавший из южной провинции учиться в Москву молодой образованный читатель-современник. Уточнены вопросы об отношении Чехова к южнороссийской провинции, к ее языку и нравам, заботе Чехова о провинциальных авторах и начинающих участниках литературного процесса.

Кайдаш-Лакшина Светлана Николаевна (Москва)

Чехов спорит с Гаршиным (повесть «Огни»)

Анализируемое произведение Чехова написано в одно время с его ослепительно художественной повестью «Степь», но является совершенно иным по философской глубине. В нем даны все болевые точки современного русского общества. Молодой Чехов глубоко, проникновенно и разносторонне пишет о мировой боли, о христианской основе всякой морали, а в некрологе Пржевальскому он напишет о христианской цивилизации. Чехов первый в XIX веке увидел, что христианская цивилизация в опасности, в этом его необычайная прозорливость и гениальная философская глубина. Чехов философ, но в спорах об эстетике Чехова мы иногда об этом забываем.

Фурсов Александр Павлович (Москва)

Зрение пасхальное (о рассказе А.П. Чехова «Казак»)

Когда художник чист сердцем, глубок, пасхален сердцем, то в его произведениях даже независимо от него самого начинают проступать законы бытия. Классика дорога именно этим. Люди в ту эпоху были необыкновенно чисты сердцем, жизнь церкви была для них естественна, они были вхожи в эту жизнь, стремились жить по Божьим законам, и это отражалось в их творчестве, в их слове. Эти произведения нам дороги, потому что мы можем прозреть в само устройство мира, насколько это возможно для нашего земного сознания.

Доклад о рассказе Чехова «Казак» соотносится с тем, что есть не только научный, литературоведческий метод, но и тот, который можно назвать методом духовного прозрения, погружения в личность писателя и его творчество. 

Устинова Елена Викторовна (Москва)

Чехов в школе XXI века: жизнетворчество литератора в контексте эпохи

Изучение творчества А.П. Чехова, как и литературы в целом, в современной школе — проблемная зона педагогики. С одной стороны, писатель оказывается трудным для детей любого возраста, с другой — сам учитель находится в непростом положении, будучи ограниченным ресурсами и рамками урока, что зачастую и делает последний скучным, неинтересным, «проходным». В сообщении на материале преподавательской практики показывается, как через урочные и внеурочные мероприятия разного формата с привлечением широкого спектра методик предпринимаются попытки изменить сложившуюся ситуацию и тем самым показать, насколько продуктивным может быть диалог о жизнетворчестве А.П. Чехова учителя и ученика.

Коршунова Евгения Александровна (Королев)

Архетип «Чуда» в прозе А.П. Чехова

Являясь одним из опорных компонентов идейно-художественной структуры исследованных рассказов А.П. Чехова, данный архетип обнаруживает несколько значений. Архетип «чуда» передает настойчивый интерес А.П. Чехова к размышлению о сущности человеческой природы. Это попытка передать в слове свой опыт общения с трансцендентным, свое чувствование и переживание Бога, которое противится переводу на уровень рациональных понятий, ибо Божественное начало невыразимо.

Чиан Чиех Хан (Москва)

Освоение Леонидом Андреевым драматургической поэтики А.П. Чехова в контексте новой драмы

Поиски А.П. Чехова в сфере обновления поэтики драмы сыграли весьма значительную роль в творческой эволюции Леонида Андреева, который считал себя «безнадежно и навсегда продолжателем чеховской формы». С точки зрения Андреева, творчество Чехова важно именно потому, что в нем содержится ключ к созданию будущего театра, каким он ему виделся, а именно театра «панпсихе». В докладе рассматриваются восприятие и освоение Андреевым чеховской традиции в плане поисков новой формы театра.

Ветрова Марина Валерьевна (Севастополь)

Рецепция творчества А.П. Чехова в драматургии Серебряного века (пьеса Б.К. Зайцева «Усадьба Ланиных»

«Чеховское» в «Усадьбе Ланиных» проявляется на следующих уровнях: место действия (русская дворянская усадьба, типичный чеховский пейзаж), персонажи Зайцева принадлежат к тому же кругу, что и герои Чехова, завязкой, как и у Чехова, является приезд гостей, столичных жителей, который вносят разлад в размеренную жизнь усадьбы. В основе сюжета – клубок запутанных любовных отношений, присутствуют ключевые чеховские приемы. Вместе с тем, в «Усадьбе Ланиных» обнаруживаются черты, присущие зайцевской творческой манере, не характерные для Чехова.