РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 14:30 

15:30 16:30 

Четверг 17:30 18:30 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30

15:30 16:30

Четверг 18:30

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

О ШЛЯПАХ, КЕПИ И О ЛИТЕРАТУРЕ

Из модной коллекции Белой дачи


Наряду с пенсне, тростью и пальто, один из самых узнаваемых атрибутов, довершающий образ великого классика – шляпа. Шляпы – вещицы индивидуальные, личные, они придают человеку особый, неповторимый шарм, создают образ. Во времена Чехова, этот атрибут был, можно сказать, обязателен буквально на все случаи жизни и, Антон Павлович, очень любил этот вид головного убора.

Носил он и кепи, и цилиндры, и картузы, но всё же, ничто так не красило писателя, как добротная, хорошо сделанная шляпа. Да и слово-то какое многозначительное! От «шляпа» – в значении хуже некуда, до «дело в шляпе» – то есть, полный успех.

Достаточно раскрыть полное собрание сочинений Чехова, чтобы убедиться в том, как часто Антон Павлович обращается к этому головному убору. В рассказе «В вагоне», в 1882 году, для согласия с цензурой, Чехов заменил понятие «дьякон» на «соломенная шляпа». И вышло, что это «соломенная шляпа ворочается» вместо «дьякон ворочается». Со свойственным ему юмором и иронией, А. П. Чехов описывает горе-шляпника в рассказе «Шляпный сезон» [1, т.3, с.478]:

«— Вы сошли, батенька, с ума! — сказал ему один его приятель. — Нешто вы не знаете, кто теперь носит широкие поля?! Вы бы еще фригийскую шапку надели!!

Иван Иваныч струсил и купил себе картуз. Но не долго он был покоен...»

Фигурируют дамские шляпки и в юмореске «Мнения по поводу шляпной катастрофы». Шляпа служит Чехову и элементом, притягивающим внутренний взгляд читателя, сосредотачивает на себе авторский посыл: «Он и она дотащились до скамьи и сели. Он подпер лицо кулаками, уперся локтями в колена и зафыркал. Шляпа сползла с его головы и упала на ее руки. Она нагнулась и посмотрела ему в лицо» (рассказ «Свидание хотя и состоялось, но...», 1882 г). Чего стоит только ироничная фраза, ставшая крылатой: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» [1, т.2, с.358-359].

Но и сам писатель был взыскательным модником. В его гардеробе сохранились – наряду с простыми головными уборами, – итальянская шляпа Borsalino, английская шляпа из светло-желтой соломки, провязанной светлой нитью, шляпка-канотье, пришедшая к нам из Венеции и так популярная в кругах интеллигенции 1890-х годов. Вспомним героев Джерома К. Джерома!

В спальне писателя, в специальном кофре, хранится чудесный чёрный цилиндр ручной работы, привезённый Чеховым из-за границы. Его внутренняя сторона отделана кремовым атласом. Не остался Чехов в стороне и при выборе домашних головных уборов – в той же комнате хранится бордовая турецкая феска с чёрной шёлковой кисточкой – подарок местной крымской элиты [2]. Мужчины XIX века, главным образом, британцы, считали феску очень удобным в быту и, к тому же, модным аксессуаром.

В письме к А. С. Суворину в 1893 году [1, П. т.5, с.180], А. П. Чехов замечает: «Вот если б Вы потеряли на улице 50 тысяч, а я бы их нашел! Если сегодня возьму денег, то куплю себе шикарную шляпу и летнее пальто. Пора запасаться летним платьем. Шляпу куплю удивительную и вообще намерен франтить».

Интересен ещё один факт – если бы не активность Антона Павловича Чехова, и не его внимательность к деталям, стоять бы в Таганроге памятнику Петру I с непокрытой головой. Когда споры о памятнике, над которым работал М. М. Антокольский, коснулись предмета «а должна ли на памятнике значиться фигура в шляпе?», Чехов просто заметил (в письме Иорданову [1, П. т.7, с.216]), что: «В Петергофе Пётр стоит в шляпе. Кажется, военных принято изображать в головных уборах. И если бы Антокольский сделал ошибку, то ее давно бы уже заметили, так как статуя Петра существует уже не один год». Так Пётр I и прибыл в Таганрог в своей знаменитой треуголке.

 

ИСТОЧНИКИ:

 

  1. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / Гл. ред. Н. Ф. Бельчиков. М. : Наука, 1974–1983.
  2. Шалюгин, Г. А., Ардюкова, М. В. / Предметы крымскотатарского Быта // Официальный сайт ГБУК РК "Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник" / Научная работа музея URL: http://yalta-museum.ru/ru/publish/predmety-krymskotatarskogo-byta-v-kollektsii-doma-muzeja-ap-chehova-v-jalte-muzej-chehova-v-jalte.html (дата обращения: 31.12.2020).