Министерство культуры Республики Крым
ГБУК РК «КРЫМСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

«Первые гастроли Московского Художественного театра»

Временная тематическая выставка из фондов музея «Первые гастроли Московского Художественного театра» приурочена к 120-летию первых, «крымских» гастролей Московского Художественного театра, и посвящена истории зарождения и укрепления творческих связей драматурга А. П. Чехова и МХТ. 


Дружба, возникшая между великим драматургом и молодым творческим коллективом, в итоге сделала Художественный театр единственным в России «театром Чехова» и стала фундаментом его мирового признания.

Основу выставки составляют подлинные предметы из фондовой коллекции Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. Весной 1899 г. Чехов побывал в Москве, в Художественном театре, незадолго до этого успешно поставившем «Чайку». С участниками спектакля он снялся в московском ателье на постановочной фотографии, где автор «Чайки» как будто читает рукопись пьесы артистам и режиссерам МХТ.

В наше время этот очень известный фотоснимок, один из самых знаковых в истории взаимоотношений А. П. Чехова и МХТ, по-прежнему висит в ялтинском рабочем кабинете, где были написаны «Три сестры» и «Вишневый сад». К сожалению, Антон Павлович не присутствовал на премьере 17 декабря 1898 года, которая прошла с большим успехом и восстановила репутацию Чехова-драматурга.

Как известно, новаторская драматургия А. П. Чехова непросто прокладывала себе путь на сцену. Пьеса «Чайка» в постановке Императорского Александринского театра «шлепнулась и провалилась», по выражению самого автора, 17 октября 1896 г. «Отсюда мораль: не следует писать пьес», – с горечью сказал тогда Чехов и слово свое сдержал. Очевидно, что «новые формы» требовались не только в драматургии, но и в самом театре.

Только в 1898 г. давний знакомый Чехова, драматург и режиссер В. И. Немирович-Данченко, уговорил его предоставить «Чайку» для только что открытого и еще почти никому не известного Московского Художественного театра. 17 декабря на спектакле присутствовала сестра писателя, Мария Павловна, Чехов находился в Ялте.

После триумфальной премьеры, по требованию публики, В. И. Немирович-Данченко послал в Ялту телеграмму, где были такие слова: «Успех колоссальный. Мы все сумасшедшие от счастья». Успех рос от спектакля к спектаклю, но Чехов продолжал жить в Ялте и занимался постройкой своего дома. Поэтому «Чайку» художественники сыграют специально для него в следующий московский приезд, но… без публики и декораций. Постановка покорила драматурга: он назвал ее «изумительной», а Художественный театр – «лучшей страницей книги, которая будет написана о современном русском театре». Следующий сезон в декабре 1899/1900 гг. МХТ открывает пьесой А. П. Чехова «Дядя Ваня», которую до этого ставили уже неоднократно другие театры и режиссеры.

Снова огромный успех. Актрисе МХТ О. Л. Книппер, игравшей Елену Андреевну, Чехов пишет: «Телеграммы стали приходить 27-го вечером, когда я был уже в постели. Их мне передают по телефону. Я просыпался всякий раз и бегал к телефону в потемках, босиком, озяб очень; потом едва засыпал, как опять и опять звонок. Первый случай, когда мне не давала спать моя собственная слава. На другой день, ложась, я положил около постели и туфли и халат, но телеграмм уже не было (…) Увидимся, вероятно, не раньше апреля. Если бы вы все приехали весной в Ялту, играли бы здесь и отдыхали. Это было бы удивительно художественно».

15 января 1900 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко сообщают Антону Павловичу о принятом решении ехать в Крым на гастроли. Для того чтобы Антон Павлович увидел свои пьесы вместе со зрителями, в апреле 1900 г. «гора двинулась к Магомету», по выражению К.С. Станиславского. На Фоминой неделе вся труппа МХТ выехала на поезде в Крым, на первые в своей истории гастроли. Спектакли проходили в Севастополе и Ялте с триумфальным успехом. В гастрольном репертуаре Художественного театра были 4 пьесы. 10, 11, 12, 13 апреля проездом в Ялту, в Севастопольском городском театре давали пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» А. П. Чехова, а также «Одинокие» Г. Гауптмана и «Гедда Габлер» Г. Ибсена.

Затем театр в полном составе переехал в Ялту. В Ялте Художественный театр дал 8 представлений. Гастроли завершились 23 апреля 1900 года спектаклем «Чайка». В свободное от репетиций и спектаклей время артисты собирались на Белой даче. Антон Павлович со всеми познакомился и даже подружился. Он очень опекал старого артиста Артема и восхищался индивидуальностью В. Мейерхольда. Его, единственного из всей труппы, писатель пригласил на время гастролей пожить в своем доме. На память осталась фотография с автографом (хранится в комнате М. П. Чеховой): «Благодарный за ласку Всеволод Мейерхольд».

В Ялте находились в этот период лучшие русские писатели – И. А. Бунин, А. М. Горький, А. И. Куприн, композитор С. В. Рахманинов. Последний спектакль «Чайки» в Ялте сопровождался чествованием, в ходе которого Чехову вручили памятный адрес от имени зрителей и пальмовые ветви, перевитые алыми лентами (хранятся в гостиной А. П. Чехова). Антон Павлович был счастлив. По словам К. С. Станиславского, «он напоминал … дом, который простоял всю зиму с заколоченными ставнями, закрытыми дверями. И вдруг весной его открыли, и все комнаты засветились, стали улыбаться, искриться светом».

Перед окончанием гастролей артисты труппы подарили писателю свои фотографии с автографами, а также несколько раз снялись на общей фотографии с Чеховым в Городском саду Ялты и во время прощального банкета на плоской крыше дома, принадлежавшего ялтинской меценатке Ф. К. Татариновой.

Антон Павлович получил от Художественного театра заказ на новую пьесу. Он был увлечен этим замыслом, но писал с трудом и больше года. В основе пьесы «Три сестры» лежат ялтинские впечатления. Учительская среда была ему хорошо знакома еще и потому, что Чехов стал попечителем Ялтинской женской гимназии, дружил с семьей начальницы В. К. Харкеевич.

Главное, что в этой пьесе Чехов большинство ролей написал специально для артистов МХТ, учитывая их творческую индивидуальность. Например, Мейерхольд – Тузенбах, Книппер – Маша, Вишневский – Кулыгин, Вершинин – К.С.Станиславский. Пьеса «Три сестры» – несомненный и большой успех режиссеров К. С. Станиславского, В. И. Немировича-
Данченко и актеров МХТ. В репертуаре О. Л. Книппер-Чеховой Маша Прозорова считается самой успешной ролью.
Последнюю пьесу Чехова называют его «лебединой песней». Она задумана и написана в Ялте.

В феврале 1903 года А. П. Чехов сообщает К. С. Станиславскому: «В голове она (пьеса) у меня уже готова. Называется
«Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях».

Писателя волновал не только общий тон постановки, но и ее сценография. Он познакомился с главным художником МХТ В. А. Симовым, который оформлял все чеховские спектакли и прослужил в Художественном театре вплоть до 1930-х гг. На
память художник подарил Чехову репродукцию своей большой картины «Опальный митрополит Филипп», 1887—1888.
Готовили премьеру пьесы «Вишневый сад» в МХТ 29 января 1904 г., в день, когда писателю исполнялось 44 года. Антон Павлович был уже очень болен, но, тем не менее, выстоял на сцене МХТ после премьеры длинное чествование, приуроченное также к 25-летию его творческой деятельности

В Ялту он привез большое количество подарков от московских друзей и знакомых. Часть из них и поныне стоит в его рабочем кабинете: например, ларцы деревянные – подарок К. С. Станиславского, макет древнерусского городка, гобелен «Зимний пейзаж» (автор Н. Я. Давыдова) – дары меценатки М. Ф. Якунчиковой.

Постановка в целом огорчила писателя, так как режиссеры не поняли пьесу и, по признанию К. С. Станиславского, смогли найти верный ключ лишь после смерти Чехова. В «Вишневом саде» главную роль помещицы Раневской на премьере исполняла О. Л. Книппер-Чехова. Впоследствии она играла Раневскую до конца 1930-х годов. Это самая долговечная чеховская
роль в ее репертуаре.

Крымская история Художественного театра не прекратилась со смертью Чехова. На гурзуфской даче О. Л. Книппер-Чеховой в 1919-м году остановилась на время гастролей часть труппы МХТ во главе в В. И. Качаловым, так называемая «качаловская группа». В Ялте, Севастополе, Евпатории выступали со спектаклями и концертами. Ольга Леонардовна читала в концертах чеховские рассказы. Затем, в советское время, в Гурзуфе и в ялтинском доме гостили артисты МХАТ, друзья О. Л. Книппер-Чеховой.

В 1980-е годы благодаря великому режиссеру О. Н. Ефремову, возглавлявшему в тот период МХАТ, сложилась традиция апрельских приездов в Ялту Московского Художественного театра. Спектакли шли на сцене Ялтинского городского театра им. А. П. Чехова, в том числе и в рамках ежегодного театрального фестиваля «Дни А. П. Чехова в Ялте». В постановках принимали участие лучшие советские артисты: А. Степанова, В. Давыдов, И. Смоктуновский, Е. Евстигнеев, С. Любшин, А. Калягин, О.
Борисов, А. Мягков, И. Мирошниченко, Т. Лаврова, А. Вертинская и другие, а также художественный руководитель театра – О. Н. Ефремов.