Министерство культуры Республики Крым
ГБУК РК «КРЫМСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

ЧЕХОВ В ЖИВОПИСИ


Замечательно, что сохранились фотографии и воспоминания - они дают емкую информацию об А.П. Чехове, через которую можно многое узнать и увидеть.

Но, не менее интересен взгляд художника, тем более, что Антон Павлович был со многими русскими живописцами знаком и дружен. Художники умеют чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя эпоху через себя, оставляют на полотне не только художественный образ, созданный творческой фантазией автора и являющийся передачей его собственного мироощущения, но и сконцентрированный образ своего времени. Каждая картина эмоциональна, она передает модель через чувства, и принадлежит миру душевному. В каждом портрете есть сугубо личные, неповторимые черты, ярко выраженная индивидуальность автора. И это тоже документы, свидетельства современников о великом писателе. Но…

В жизни А.П. Чехов был скромен. Он избегал журналистов и художников, не желая привлекать внимание к своей персоне. Поэтому и портретов Чехова не больше, чем пальцев на одной руке (для сравнения, портретов М. Горького – около двухсот). Но есть еще одна причина, по которой Чехова при жизни рисовали редко. Многие художники отмечали сложность работы с ним, он как будто все время менялся. «Неуловимый Чехов» - так называл его Валентин Серов. И, тем не менее, история сохранила для нас несколько живописных работ, сделанных при жизни великого русского писателя.
 

Портрет А.П. Чехова (1884 г.) работы Н.П. Чехова

Первым иллюстратором А.П. Чехова стал его родной брат Николай Павлович Чехов (1858-1889 гг.). Николай Чехов был профессиональным живописцем, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его товарищами были И.Левитан и Ф.Шехтель. Широко известна картина Исаака Левитана "Осенний день. Сокольники". Но уже меньше знают о том, что фигуру женщины, спешащей по аллее, написал Николай Чехов. 

«Хороший, сильный, русский талант…», - так отзывался о своем брате Антон Павлович Чехов. Судьба этого замечательного художника сложна и трагична. Он рано ушел из жизни, наследие его в значительной степени утеряно.
Подававший большие надежды художник, автор нескольких сотен рисунков в литературно-художественных и юмористических журналах 80-х годов XIX века, Николай Павлович оставил несколько работ, посвященных брату Антону. Среди них портрет, выполненный в 1884 году. Это год окончания А.П. Чеховым Московского университета и начала работы уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). Портрет выполнен в характерной для Николая Чехова теплой, светлой манере.

Портрет находится в Доме-музее А.П. Чехова в Москве.

Портрет А.П. Чехова (1885-1886 гг.) с рисунка И.И. Левитана

Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.) – один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов 19 века. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило искания художника в лирических образах родной природы. Материалов к биографии Левитана сохранилось немного. Личный архив – переписка, документы, были уничтожены незадолго до смерти художника. Но сохранились воспоминания современников.
Жизнь Левитана типична для художника-разночинца, с детства испытавшего нужду, силой таланта и ценою жестоких лишений, ценою тяжкого труда пробившегося в жизни и достигшего успеха и признания. Наиболее близким человеком на протяжении всей жизни Левитану был Антон Павлович Чехов, который называл художника ласково «Левиташа». Дружба с Чеховым освещала всю его жизнь. Они познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Левитан нашел в семье Чеховых самое теплое, родственное отношение и помощь. Близкими оказались Левитан и Чехов и в каких-то сокровенных основах мироощущения, и, соответственно, поэтики творчества. Имя Левитана стало выразителем особой прелести русского пейзажа. А. Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. "Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, - одни были более левитанистыми, чем другие. 

Подлинно задушевной, сердечной стала дружба писателя и художника с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых впервые провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино, на реке Истре близ Нового Иерусалима, туда же он приезжал на отдых и в два последующих года. 

Именно в этот период появляется на редкость пронзительный портрет А.П. Чехова, а точнее акварельный этюд, сделанный И. Левитаном. И хотя работа осталась неоконченной, художник сумел подметить и передать черты мудрости, суровости, волевого духа будущего знаменитого писателя. 

Очень хорошее впечатление произвел этот портрет на И.Е. Репина. Великий русский художник разглядел в этом образе писателя человека необыкновенной силы.

Портрет находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Портрет А.П. Чехова (1898 г.) работы О.Э. Браза

Единственным прижизненным законченным портретом классика русской литературы является работа, сделанная Осипом (Иосифом) Эммануиловичем Бразом (1873-1934 гг.), живописцем, гравером-офортистом, литографом.
О. Браз известен как художник сложной творческой и еще более драматичной человеческой судьбы. Несмотря на то, что признанный знаток живописи, российский искусствовед А.Н. Бенуа, отмечал Осипа Эммануиловича, как одного из лучших портретистов своего времени, сегодня он незаслуженно забыт.

Портрет А.П. Чехова был заказан П.М. Третьяковым. Браз - тогда совсем еще молодой, начинающий живописец, только что окончивший Петербургскую академию художеств по классу Репина - работал над ним более двух лет. Первый вариант (1897) он забраковал сам. Второй (1898), проданный Третьякову, не нравился Чехову (для этого портрета писатель позировал по два раза в день): "Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену" (А. А. Хотяинцевой, 23 марта/4 апреля 1898 г.); ("...портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое и нет чего-то моего" (М. П. Чеховой, 28 марта/9 апреля 1898 г.).

Художник придал своей модели изящную, слегка манерную позу. Чехов тонет в старинном кресле с высокой бархатной спинкой. Худое, тонкое лицо склонено на бескровную руку; за стеклами пенсне - сухие, печальные глаза. Полотно выдержано в голубовато-мглистых тонах. Краски так холодны, как будто портрет внесли с мороза и он, в теплом и людном зале, сразу заиндевел. Только пятна лессировки у щек тлеют бледным румянцем болезни.

Портрет А.П. Чехова удостоился противоречивых оценок современников. Критика упрекала О.Э. Браза за будничность, с которой он представил Чехова. Только А.Н. Бенуа особо отмечал, что будущие поколения будут благодарить автора за объективный «документ».

Сегодня, размноженный в бесконечных копиях, портрет, который хранится в Третьяковской галерее в Москве, стал хрестоматийным, обязательным во всех учебниках и материалах о Чехове.

Портрет А.П. Чехова (1902-1904 гг.) работы П.А. Нилуса

Имя художника Петра Нилуса сегодня не слишком известно. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус(1869-1943 гг.) был известным живописцем, особенно в Одессе, где когда-то учился в художественной школе. Он рисовал жанровые картины, пейзажи. Среди его работ примечательны портреты, сделанные в духе «передвижников». П. Нилус обладал и литературным даром, потому входил в круг известных русских литераторов. Один из них, на тот момент восходящая звезда русской поэзии и прозы Иван Бунин, склонял художника к написанию портрета Антона Павловича Чехова. 
Весной 1902 года И. Бунин и П. Нилус приехали в Ялту, где художнику предстояло «снять» с А.П. Чехова портрет красками. Сеансы при посредстве Бунина состоялись и шли неплохо в приятной беседе. «И все бы ничего, получилось что-то вполне приличное по краскам, как вдруг привезли морем тяжело больную актрису О. Книппер, жену писателя» - так писал П. Нилус в воспоминаниях. В результате сеансы прекратились, и портрет так и остался незаконченным. Петр Александрович Нилус вспоминал: «Я уехал и только несколько лет спустя уже после смерти Антона Павловича почел своим долгом, как мог, закончить начатое по наброску и фотографиям».

Сегодня, работа Петра Нилуса в скупой иконографии А.П. Чехова занимает не последнее место.
Портрет находится в Доме-музее А. П. Чехова в Москве.

Портрет А.П. Чехова (1903 г.) работы В.А. Серова

Одним из самых замечательнейших современников А.П. Чехова был художник Валентин Александрович Серов (1865-1911 гг.). Чехов с большой теплотой относился к Серову, тот же просто обожал А.П. Чехова.
Творческое наследие В.А. Серова принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры. Чрезвычайно значительно и многообразно портретное наследие Серова. Он создал уникальную галерею образов своих современников. Немногим посчастливилось видеться с Чеховым, общаться с ним в последние нелегкие годы жизни: все ближе подступала болезнь, изнуряла, не давала порой работать. В.А. Серов был как раз одним из тех немногих, кто не только видел, но и рисовал Антона Павловича в последние годы жизни.

Писатель и художник познакомились осенью 1900 г. В основе их взаимной симпатии лежала общность взглядов на искусство. Много сходного было и в самих натурах Чехова и Серова: немногословность, сдержанность, простота в обращении, тонкий юмор. Желание писать портрет Антона Павловича было для художника вполне естественным, ведь он всегда чувствовал внутреннюю близость писателя.

Обычно, начиная работу над портретом, Серов долго «обхаживал» свою модель, наблюдая ее в различных условиях – дома, в концерте, на улице. В случае же с Чеховым художник сразу принимается за работу, понимая, что ее нужно начинать немедленно (здоровье Чехова ухудшалось с каждым днем). Валентин Александрович договаривается о сеансах, однако ухудшавшееся самочувствие помешало Антону Павловичу посетить художника. «Многоуважаемый Валентин Александрович – пишет он Серову, - все эти дни мне очень нездоровится, голова болит очень, и поэтому до сих пор я не был у Вас! Если я теперь, в ноябре, не сумею побывать у Вас, то не разрешите ли вы мне побывать у Вас весной, в начале апреля, когда я, по всей вероятности, опять буду в Москве? И тогда я Вам отдам сколько угодно времени, хотя бы три недели. Желаю Вам всего хорошего. Очень рад, что судьба доставила мне случай познакомиться с Вами – это было моим давнишним желанием».
Серову очень не хотелось откладывать сеансы до весны. Поэтому он решает немедленно отправиться к больному писателю, чтобы сделать с него хотя бы беглую зарисовку. Предварительно он посылает Чехову свою визитную карточку с припиской: «Многоуважаемый Антон Павлович. Получил я Ваше письмо и решил просто с карандашом и бумагой прийти завтра к 10 часам утра, быть может, Вы сможете уделить мне часа полтора». Однако и этот сеанс не состоялся.

Продолжить работу над портретом Серову удалось лишь весной следующего 1901 года, когда Антон Павлович после заграничного путешествия и пребывания в Ялте, снова приехал в Москву. Несмотря на то, что Чехов почти все дни хворал, он сдержал данное Серову слово и стал позировать. Из-за того, что Антон Павлович пробыл в Москве всего около двух недель, Серов не мог и помышлять о большом портрете, а начал акварельный рисунок, который не успел закончить. В мае Чехов уехал из Москвы. И только в следующем, 1902 году, художник опять вернулся к нему. И хотя Серов так и не успел написать большого законченного портрета, его рисунок, по мнению критиков, остался лучшим отображением проникновенной психологической глубины чеховской души.

«Чехов» Серова, на первый взгляд, представляется мало похожим: слегка одутловатое лицо, не совсем аккуратно причесанные волосы, не идеально повязанный галстук и свисающее на тесемке пенсне мешают видеть привычного нам Чехова, который, как известно, восхищал подтянутостью и изяществом манер. Не зная Серова, можно было бы упрекнуть его в том, что он не приглушил эти черты, появившиеся в облике Чехова из-за обострившейся в дни сеансов болезни. Но дело в том, что художник никогда не грешил против истины в своих портретах, никогда не старался «пригладить» модель в угоду заказчикам или зрителям. И в этой работе он остался самим собой, ничего не желая «улучшать» в облике больного Чехова. В мягких, и в то же время волевых очертаниях рта, в морщинках усталого лица Антона Павловича художник увидел уравновешенное самообладание, способность противостоять трудностям – качества, которые Чехов приобрел ценой долголетней внутренней борьбы с самим собой. Несмотря на подчеркнутую близость, глаза Антона Павловича излучают мысль и, где-то в их глубине, таится обаятельная чеховская улыбка. Серову, как никому другому из писавших Чехова, удалось передать то «чрезвычайно русское», что так пленяло в нем и Толстого, и Короленко, и Куприна.

Этот неоконченный портрет писателя хранится в Доме-музее А.П. Чехова в Москве.

Портрет А.П. Чехова (1903 г.) работы Н. Панова

Николай Захарович Панов (1871 – 1931 гг.), один из лучших учеников известного гравера, академика Василия Васильевича Матэ, был наделен от природы редким талантом рисовальщика, яркой внешностью, умом. Хорошее образование и общение с людьми искусства довершили формирование этого интересного человека и незаурядного художника. С 1910 г. он являлся академиком живописи, много и плодотворно преподавал в Центральном училище технического рисования и Школе рисования. Но сегодня, к сожалению, имя Николая Захаровича Панова практически забыто.

В августе 1903 года Н.З.Панов собрался в Крым, чтобы поправить здоровье. Н.Г.Гарин-Михайловский писал Чехову в Ялту: "Со мной немного погодя поедет и Николай Захарович Панов. Я уговариваю его заняться художественными корреспонденциями". 9 августа они навестили Чехова, и Антон Павлович дал согласие позировать художнику. Сеанс состоялся на следующий день. 10 августа 1903 года Николай Захарович нарисовал карандашный портрет Чехова и в тот же день записал свои впечатления о встречах с ним. Портрет был подарен Пановым Чехову, с надписью: «Оригиналу от автора». Позже портрет был гравирован и размножен, а в журнале "Живописное обозрение", где Н.З. Панов вел художественный раздел, была опубликована художественная корреспонденция "Сеанс". 

Где находится сейчас этот портрет, и сохранился ли он - неизвестно.

Портрет А.П. Чехова (1904 г.) работы Н. П. Ульянова

Одним из современников А.П. Чехова был известный русский художник, мастер живописи и графики -Николай Павлович Ульянов (1875-1949 гг.).
В историю искусства Н. Ульянов вошел как тонкий рисовальщик и импрессионистически чуткий к натуре живописец. Среди его вещей, безусловно, первенствуют портреты художников, скульпторов, поэтов и писателей. Особую популярность завоевал его Пушкин с женой перед зеркалом (1937, Институт русской литературы, Петербург) - с поэтом, бросающим на окружающий высший свет беспощадно злой и колючий взгляд.
В 1904 году Н.П. Ульянов написал портрет А.П. Чехова.

Из воспоминаний Николая Павловича: «С А.П. Чеховым я познакомился в 1904 году, в год его смерти. Я зашел к нему на московскую квартиру, чтобы поговорить о сеансах. Мы сидели в полутемной комнате, и тогда мне пришла мысль изобразить его в сумеречном тоне. Мне казалось, что для выражения духовной личности Антона Павловича многоцветность и внешние живописные задачи едва ли будут нужны. Чехов согласился позировать, но просил отложить сеансы до осени, обещая к тому времени быть более бодрой и терпеливой моделью. 

Летом того же года он умер. Сеансы наши не состоялись. Но отказаться от мысли написать его портрет я уже не мог и потому решил изобразить хотя бы некоторые черты, хотя бы намек на тот ускользающий его духовный облик, который волновал меня все время.

"Чехов неуловим. В нем было что-то необъяснимо нежное", - сказал, осматривая мою работу, В.А. Серов, который так же обожал Антона Павловича и когда-то сделал с него акварельный набросок. Этот набросок служил мне некоторое время подспорьем, хотя сам Валентин Александрович находил его не совсем удачным.
Было еще несколько фотографий, но они мало подходили к моей задаче. Почти все в портрете было сделано мною по памяти: отсюда те недочеты, которые я сам всегда ясно сознавал и исправить которые я был не в силах».

Портрет А.П. Чехова, написанный Н.П. Ульяновым, хранится в Доме-музее писателя в Москве.

В галерее портретов русских писателей А. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Гончаров, даже М. Салтыков-Щедрин - вылеплены природой или Богом крупно и сильно и в творчестве, и в лицах.
А.П. Чехов сотворен иным способом. Этот тихий изящный человек словно вычерчен тонкой иглой, с чрезвычайным благородством всех линий. В Чехове Россия полюбила себя.

Остается только сожалеть, что судьба не позволила всем, изобразившим А.П. Чехова, довести его портрет до необходимой высоты. Образ "необъяснимо-нежного" великого человека остался в нашей живописи навсегда неразрешенной задачей.