Министерство культуры Республики Крым
ГБУК РК «КРЫМСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

Дом-музей А.П. Чехова представит виртуальную выставку «Весна Художественного театра»

Выставка, посвященная одноименной картине Д.Д.Жилинского, будет размещена на официальном сайте музея


«Поскольку это полотно вызываетнеизменный и живой интерес у посетителей Белой дачи, было принято решение создать мультимедийную выставку, основу которой составят копии уникальных документов и фотографий, повествующие о запечатленных на картинеперсонажах», – рассказал специалист по учёту музейных предметов,автор научной концепции Николай Романов и заметил, что всего художник изобразил на холсте 43 фигуры «создателей весны» Художественного театра, позволивших расцвести ему во всей красе здесь,в Ялте, во время его первых гастролей.

На картине «Весна Художественного театра», по словам Романова, изображена крыша дома Ф.К. Татариновой–ныне не сохранившаяся гостиница«Джалита», где происходил торжественный завтрак – реальное событие, к которому апеллирует создатель панно, и ведущая на неё лестница, где в тесном дружественном общении представлены широко известные писатели и артисты, деятели и покровители искусства И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький, Н. Д. Телешов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Л. А. Сулержицкий, К. А. Коровин, С. Т. Морозов, Ф. О. Шехтель, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, О. Л. Книппер, М. Ф. Андреева, В. И. Качалов, В. Э. Мейерхольд и многие другие. «Стоит отметить, что в музее находится именно тарепродукция картины, которая была подарена при содействии самого автора», – обратил внимание специалист по учёту музейных предметов.

По его мнению, приезд молодого, но яркого и уже хорошо известного коллектива Московского художественного тетра в апреле 1900-го года привлёк внимание не только местной публики, но и представителей творческого бомонда. «Театр прибыл в Ялту впервые, в полном составе, чтобы показать А. П. Чехову постановки его пьес «Чайка» и «Дядя Ваня», которые пользовались в Москве большим успехом»,– рассказал Николай Романов и также добавил, что в письмах Антона Павловича к руководителям театра звучали просьбы организовать весной или летом гастроли и приехать в Крым, поскольку зимний московский климат был слишком суров для его здоровья и сам Чехов посетить театрв Москве не мог.

В Ялте, как отметил автор научной концепции выставки, Художественный театр дал восемь спектаклей. «Приехавшие в это время в город артисты, режиссеры и литераторы проживали в гостинице «Россия», однако собирались ежедневно в уютной столовой и на веранде чеховского дома, где вели нескончаемые беседы о литературе, искусстве, драматургии», – рассказал Николай Романов и добавил, что именно один из эпизодов последнего дня крымских гастролей театра запечатлён на картине Д.Д. Жилинского «Весна Художественного театра».

Художник создал картину в 1988 году к 90-летнему юбилею Московского Художественного Академического театра. А в дар дому-музею преподнёс репродукцию. На полотне изображено знаменательное событие – завтрак, устроенный 24 апреля 1900 года Фанни Карловной Татариновой – ялтинской почитательницей Чехова, благотворительницей, артисткой, издателем, многосторонне одарённой женщиной для руководителей и артистов Художественного театра.