Министерство культуры Республики Крым
ГБУК РК «КРЫМСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

Мейссенская статуэтка О. Л. Книппер-Чеховой

Каждый экспонат Дома-музея А. П. Чехова в Ялте имеет свою уникальную, и зачастую, необыкновенную историю. Какие-то предметы были просто куплены домочадцами, что-то было привезено из далёких стран, а что-то было подарено гостями в честь знаковых событий.

Впоследствии, многие вещи, не сразу заметные, нашли своё постоянное место в доме, а после – и в экспозиции.

Сегодня обратим ваше внимание на одну изящную вещицу в комнате Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, жены Антона Павловича, ведущей актрисы МХТ, первой исполнительницы ролей Маши в «Трёх сёстрах» и Раневской в пьесе «Вишнёвый сад».


Ольга Леонардовна обладала изысканным вкусом: комнаты её московской квартиры украшали веера, портреты дорогого Антона Павловича были помещены в узорчатые рамы, на столиках красного дерева стояли светильники с затейливыми абажурами, – всегда было много живых цветов. А в ялтинском доме, на туалетном столике, можно и теперь увидеть фарфоровую статуэтку тонкой «мейсенской» работы.

Композиция представлена так: на пне срубленного дерева изображена в рост полусидящая молодая девушка в платье-декольте с вишневой блузой и белой с цветочками юбке, в духе пасторали XVIII века. Голова девушки обращена несколько вправо, а юбку, манжеты и лиф платья украшает тончайшее фарфоровое кружево – некоторые элементы немногим толще человеческого волоса. На голове фигурки жёлтая шляпка с загнутыми полями; на ногах – туфли в тон, с золочёными пряжками. Изящный пенёк, служащий композиционной основой, увит книзу стилизованными завитками «рокайлями» с позолотой. В руках девушки старинный музыкальный инструмент – колесная лира или vielle-á-roue (фр.).

Можно предположить, что статуэтка была куплена Антоном Павловичем Чеховым за границей (когда писатель был на лечении в Ницце) и подарена Ольге Леонардовне в 1900-1901 гг. Позже, когда насыщенная театральная работа вынудила Ольгу Книппер подолгу жить в Москве, вдали от мужа, статуэтка была перевезена в столицу. В Ялте она оказалась вновь в 1967 г. и заняла своё прежнее место у зеркала в комнате актрисы, жены и друга великого писателя.

Необходимо рассказать немного и о производителе. Первая в Европе фарфоровая мануфактура в саксонском городке Мейсен (Meissen) была основана в 1710-м году, вскоре после открытия секрета изготовления твёрдого фарфора алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (1682 – 1719). И в наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создаётся вручную. Краски для росписи смешиваются художником в соответствии с секретным рецептом.

Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры «Meissen» включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди почитателей их изделий были Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Одно из первых изображений фарфора «von Meissen» запечатлено в знаменитой работе Жана Этьена Лиотара «Шоколадница» (1743-1745 гг.).