Министерство культуры Республики Крым
ГБУК РК «КРЫМСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

Уникальные издания в собрании музея А. С. Пушкина в Гурзуфе. «Сын Отечества»

«Сын Отечества» русский исторический, литературный и общественно-политический журнал XIX века, который выходил в Санкт-Петербурге с 1812 года по 1852 год (с перерывами) и оказал серьезное влияние на развитие общественной мысли и на движение литературной жизни в России.  


Экземпляры журнала за 1813 и 1820 гг. являются особенно ценными предметами фондового собрания «Музея А.С.Пушкина в Гурзуфе», поскольку представляют собой подлинные образцы периодики александровской эпохи.

Журнал выходил еженедельно (по четвергам). Редактором-издателем выступал преподаватель словесности Санкт-Петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета Николай Иванович Греч (1787-1867). Первоначально «Сын отечества» был журналом историческим и политическим, однако в нём помещались и художественные произведения, преимущественно стихотворные, и, главным образом, созданные на актуальные политические и военные темы, связанные с недавней Отечественной войной 1812 года.

Новшеством были иллюстрации А.Г.Венецианова и И.И.Теребенёва, в основном карикатуры. В 1814 г. в журнале появился постоянный литературный отдел, публиковавший художественные произведения, критику, библиографию. Печатались солдатские   и   народные песни, басни   И. А.  Крылова «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и   курица»; статьи
А. П.  Куницына, И. К. Кайданова. В начальный период с журналом сотрудничали: А.Ф. Воейков, К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич и Г.Р. Державин.

В 1816-1825 гг. в «Сыне отечества» печатались декабристы и близкие к ним по общественным и литературным взглядам авторы. В журнале помещались стихотворения В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, П.А. Плетнёва, М.В. Милонова, А.А. Бестужева, Ф.Н. Глинки, А.С. Пушкина, П.А. Катенина, В.К. Кюхельбекера; статьи П.А. Вяземского, А.С. Грибоедова, О.М. Сомова, К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева, Н.И. Кутузова.

Начиная с 1821 г. в библиографических обзорах журнала начинают звучать хвалебные отзывы о поэзии Пушкина. Южные поэмы дают повод к публикации ряда статей, авторы которых определяют Пушкина как ведущего поэта современности.  Именно в «Сыне Отечества» впервые увидели свет многие произведения Пушкина, в том числе и написанные под впечатлением о его путешествии в Крым с 1820 г.

Сотрудничество поэта с журналом началось ещё в лицейские годы (1815) публикацией стихотворения «Наполеон на Эльбе». В начале 1820-х гг. произведения Пушкина часто появлялись на страницах журнала. В апреле 1820 г. публикуются отрывки третьей песни «Руслана и Людмилы», а в сентябре – исправления к шестой песни и эпилог. Также были напечатаны стихотворения «Мечтателю», «Элегия», «Послание к В.Л. Пушкину», «Чёрная шаль», «Муза», «Чаадаеву», «Жуковскому». В 1824 г. напечатано «Письмо к издателям» отклик в защиту Вяземского в его полемике с
М.А. Дмитриевым о «Бахчисарайском фонтане», ставшее последней прижизненной публикацией Пушкина в «Сыне Отечества».

Опубликованной    в 1815 г. в    журнале «Сын   Отечества» статьей «Обозрение    русской    литературы   1814 г.» Греч   впервые ввёл в русской журналистике и литературной критике жанр годового обозрения. Аналогичные   обозрения   впоследствии   писали   А. А.  Бестужев,
Н.А. Полевой, В.Г. Белинский и другие русские критики.

До 1825 года журнал был одним из наиболее влиятельных и популярных русских журналов. Тираж достигал 1200-1800 экземпляров в год. 

В связи с исчезновением из журнала некоторых авторов, прежде всего осуждённых декабристов, и кардинальными изменениями общественно-политической обстановки в стране, значение журнала «Сын отечества» снижалось. С 1825 года соиздателем журнала стал писатель, журналист, критик и издатель Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859) предмет резких эпиграмм и откликов многих соратников Пушкина по перу, включая и самого поэта.

Тем не менее, Греч одновременно сотрудничал в журнале Булгарина «Северный архив». В 1829 году оба журнала были объединены в один под названием «Сын отечества и Северный архив. Журнал литературы, политики и современной истории».

Теперь в журнале печатались элегические стихотворения с религиозными мотивами И.Т. Калашникова, статьи с литературной критикой М.М. Карниолина-Пинского. Аудитория журнала, не выдерживавшего конкуренции с журналами «Московский телеграф», «Телескоп», «Современник», всё же продолжала сужаться тираж упал с 600 в конце 1820-х до 400 экземпляров в середине 1830-х гг.

Содержание, формат, периодичность журнала менялись. В 1837 году Греч и Булгарин продали журнал издателю А.Ф.Смирдину, оставив за собой функции редакторов. Смирдин привлек к редактированию Н.А. Полевого. Позднее журналом руководили Никитенко и Полевой (1841), Никитенко и Сенковский (1842), затем с 1842 – прозаик, драматург, переводчик К.П.Масальский.

К.П.Масальский публиковал в журнале свои собственные произведения различных жанров и литературные переводы. Он привлек к сотрудничеству в журнале В.Г. Бенедиктова (его поэзию в своё время Пушкиным была оценена весьма высоко), В.И. Даля, Н.В. Кукольника и других. В журнале печатались переводы из Байрона, Дюма-отца, Ф.Купера, научно-популярные статьи Н.В. Шелгунова – началась новая эпоха для издания.

Однако, во второй половине 1844 года Масальский был вынужден прекратить издание журнала. Издание было продолжено с 1847 года. Оставаясь лишь номинальным редактором, Масальский в 1849 году передал журнал барону Е.Ф. Розену, затем весной 1852 года – писателю и журналисту П.Р. Фурману. В конце того же 1852 года журнал был закрыт.

Но уже в 1856 году «Сын Отечества» был вновь возобновлен стараниями А. В.  Старчевского (1818-1901). Альберт Викентьевич Старчевский в 1848-1856 гг. прошел школу редакторства в журнале «Библиотека для чтения» О.И. Сенковского, который ещё в 1830-е годы сумел добиться для своего журнала коммерческого успеха. При воссоздании нового «Сына Отечества» Старчевский прибег к финансовым займам и кредитам, привлёк к сотрудничеству способных начинающих журналистов, в том числе широко известного О.И. Сенковского, выступавшего в газете с фельетонами под названием «Листок Барона Брамбеуса», которые сразу же обеспечили популярность журналу.

Возобновленный журнал выходил в Санкт-Петербурге в 1856-1861 гг. как политический, научный и литературный еженедельник. Повторяя успех уже известного публике журнала, новый формат просуществовал с 1862 по 1901 гг. Кроме того, Старчевский издавал и редактировал ежедневную литературную и политическую газету либерального направления с тем же названием. Газета, сменяя издателей и редакторов, выходила в свет также до 1901 года.

 

ДАРИЯ МИХАЙЛОВНА БИНЬКОВСКАЯ, хранитель музейных предметов

 

Источники:

 

1. История   русской журналистики XVIII-XIX веков. Москва: Высшая школа, 1966.

2. История русской журналистики VIII-XIX веков» / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. – СПб.: Издательство С.-Петерб. Ун-та, 2003 г.

3. Орнатская Т. И. «­Сын отечества» // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7. — С. 296—297.

4. «Сын Отечества» / Ю.Н.Кружнов / Большая    российская   энциклопедия: 35   т./ гл.  редактор   Ю.С.Осипов – М.: Большая   российская энциклопедия, 2004 2017.

5. «Сын отечества» –  русский исторический, литературный журнал // URL: https://google-info.org/190875/1/syn-otechestva.html (дата обращения: 12.11.2020).