РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 14:30 

15:30 16:30 

Четверг 17:30 18:30 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30

15:30 16:30

Четверг 18:30

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

Письменный стол для двух Чеховых

К новоселью семьи Чеховых на Белой дачи, 9 сентября 1899 года


Посещая Белую дачу, гости неизменно обращают внимание на письменный стол, который расположен в комнате для родственников в мемориальном доме – этот удивительный объект, с дверцами, украшенными львиными мордами, и стоящий на четырёх мощных ножках вернулся в родные стены из литературной экспозиции. Письменный стол из дуба с двумя тумбами служил Чехову еще в Мелихове, откуда он перевез его в Ялту в 1899 году. В письме от 28 августа этого же года великий драматург пишет брату, Ивану Павловичу о том, что кухня готова и дом уже имеет «более или менее жилой вид», а сам писатель готовится к приезду семьи. Поэтому мы предполагаем, что письменный стол был одним из первых предметов, который появился на Белой дачи. Именно за этим столом Антон Павлович работал в своем кабинете в Ялте с 1899 года. На его поверхности стояли предметы, которые мы можем увидеть и сейчас: принадлежности для письма, чернильница В. А. Гиляровского, письменный гарнитур с подсвечниками, по преданию купленный А. П. Чеховым в Египте, в Порте Саид. Всё также на столе, под рукой писателя, находились почтовые и медицинские весы.

Однако вскоре выяснилось, что для ялтинского кабинета писателя стол оказался несколько маловат и неудобен – ведь приходилось работать с все возрастающим объёмом корреспонденции, раскладывать корректуры, использовать справочный материал. Поэтому в феврале 1904 года по настоянию жены писателя, Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, был куплен более удобный, современный письменный стол, который находится в кабинете и сейчас. В письме от 18 февраля 1904 года, Антон Павлович писал жене, Ольге Леонардовне: «Милый мой, хороший, славный дусик, я тебя очень люблю. Как ты живешь в Москве? Я только первый день в Ялте, но уже окунулся в здешнюю курортную жизнь: была уже начальница, приехал брат Александр с семейством <…> прибыл новый стол, вожусь теперь с ним, перекладываю вещи».

Старый стол был перенесен на первый этаж дома, в комнату, которая надолго стала кабинетом для другого Чехова – Михаила Павловича, когда тот жил на Белой даче с 1926 по 1936 год. Михаил Павлович Чехов готовил за ним свои переводы, воспоминания о чеховской семье, работал с документами Дома-музея. Здесь им была написана книга «Вокруг Чехова», названная следующими поколениями «чеховской энциклопедией». Интересно, что синее сукно появилось на «мелиховском» столе уже в 1960 году во время реставрации.

Следует отметить, что за новым столом Антон Павлович вел только корреспонденцию и писал корректуры.  Все легендарные произведения ялтинского периода такие, как «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста», «На святках», повесть «В овраге», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад» были созданы за «мелиховским столом», который теперь размещён в комнате для родственников, на первом этаже мемориального дома. И здесь нельзя не сказать отдельно о признанном шедевре драматурга – «Вишнёвом саде».

Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова в 1901 году. Планировалось, что это будет комедия. Окончательный вариант пьесы был готов осенью 1903 года. «Вишневый сад» стал последним чеховским спектаклем МХТ, поставленным при жизни писателя. В Художественный театр Антон Павлович отправил пьесу 12 октября 1903 года. Премьеру назначили на 17 (29) января 1904 — дату рождения писателя. В тот же день праздновалось 25-летие литературной деятельности Чехова. В театре был аншлаг. Среди зрителей присутствовали именитые московские артисты, писатели и поэты. Когда закончился третий акт, Антон Павлович вышел на сцену. Зал МХТ буквально взорвался овациями. Тогда среди подарков писателю был преподнесен этюд А. А. Хотянцевой, давней близкой знакомой писателя ещё по Москве и Мелихову, названный в тон пьесе –  «Вишнёвый сад». По приезде в Ялту, А. П. Чехов повесил этюд в нише по правую сторону от дивана, под фотопортретом матери, где он и находится до сих пор.

В постановке «Вишневого сада» особое впечатление произвели реалистические символы: цветущая вишня в первом действии, печальный звук лопнувшей струны во втором и четвертом. Эти детали сам Чехов считал очень важными. На восторженное восприятие пьесы публикой не смогли повлиять даже неутешительные вести с театра боевых действий на Дальнем Востоке, где шла русско-японская война: разгром российского флота, гибель адмирала Макарова. Критики назвали «Вишневый сад» достойным итогом творческой деятельности Чехова. Еще при жизни его отнесли к классикам русской литературы, назвав преемником Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого.