Фёдор Осипович Шехтель

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 

14:30 15:30 16:30

 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30 15:30 16:30

 

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: Понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

Фёдор О́сипович Шехтель

Статья посвящена 165-летию со дня рождения архитектора


Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Еврипид

Как известно, о характере человека, его устремлениях, моральных качествах, принципах можно многое сказать, если знать, с кем он дружит и с кем близок. Несомненно, на раскрытие гения А. П. Чехова оказали влияние не менее талантливые люди из его ближайшего окружения. Среди знакомых А. П. Чехова были известные писатели, художники, режиссёры и актёры, певцы и композиторы. Несмотря на широкий круг общения, Антон Павлович был довольно закрытым человеком и делился своими сокровенными мыслями только с самыми близкими людьми — братьями и сестрой Марией, а также друзьями юности: художником И. И. Левитаном и Ф. О. Шехтелем — академиком архитектуры, одним из крупнейших представителей стиля «модерн». 7 августа 2024 года исполняется 165 лет со дня его рождения.

«Талантливейший из всех архитекторов мира», — так называл Фёдора Осиповича Антон Павлович Чехов. Все современники отмечали талант, тонкий художественный вкус, яркую фантазию и творческую смелость зодчего. Совокупность всех этих качеств позволила Шехтелю по праву стать первым среди московских архитекторов, основоположником «русского модерна». В Москве он прожил 50 лет и оставил после себя огромное творческое наследие.

Ф. О. Шехтель по происхождению был этническим немцем, его предки приехали в Саратовскую губернию из Баварии во времена правления Екатерины II. Но в память об исторической родине ему досталось только имя, католическая вера и некоторые семейные традиции. В остальном, он был человеком истинно русским.

В Москву Шехтель приехал в возрасте 16 лет.

Его мать Дарья Карловна устроилась экономкой к меценату Павлу Михайловичу Третьякову. Третьяков заметил способности юноши, познакомил его со своим зятем, известным архитектором А.С. Каминским, и попросил взять помощником в свою мастерскую. Благодаря Каминскому Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но обучение так и не окончил, так как был отчислен за нерегулярное посещение занятий. Несмотря на отсутствие специального образования, Шехтель был феноменально талантлив и трудолюбив. Работал легко и весело, да и жил так же — «между чертёжной доской и бутылкой шампанского».

Ещё во время учёбы в Училище живописи, ваяния и зодчества Шехтель сблизился с семьёй Чеховых, обосновавшейся в Москве в 1876 году. Младший брат А. П. Чехова Михаил писал об этом периоде: «Мы были знакомы с Ф. О. Шехтелем по крайней мере лет тридцать пять. Сын инженера технолога из Саратова, он приехал в Москву в 1875 г., поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где он и сошёлся близко с моим братом Николаем». Их дружба продолжалась до самой смерти Николая Павловича. После смерти Николая Шехтель связывала дружба с Антоном Павловичем.

В ялтинском доме А.П. Чехова до сих пор хранятся предметы, напоминающие об их дружбе.

Например, среди фотокарточек, хранящихся в кабинете писателя, находится фотография Фёдора Осиповича с дарственной надписью: «Хорошему другу Антону Павловичу Чехову. Ф. Шехтель. 7 сент. 86 г.». «Другу и пациенту Францу Осиповичу Шехтель, такому же талантливому, как и я (?!?), на вечную память» — написал в ответ Чехов на сборнике рассказов «В сумерках» в сентябре 1887 года.

В альбоме А. П. Чехова есть фотография, на которой Шехтель изображён вместе со своей женой, Натальей Тимофеевной.

В фондах Дома-музея также хранится визитная карточка архитектора, а в кабинете писателя – принадлежности к камину (совок для дров и подставка с лопаткой, щипцами и кочергой). Набор был подарен Антону Павловичу в Мелихове в 1894 г. и позже перевезён в Ялту. В письме Чехов благодарит за подарок: «По своим размерам и по виду камин вполне подходит к моей берлоге; вероятно, он уже готов и греет моих родственников и гостей». В комнате Марии Павловны Чеховой также бережно хранятся подарки Шехтеля: его рисунок субретки Луи XV и тумбочка-столик в стиле модерн, а в её альбоме есть фотография матери Ф. О. Шехтеля — Дарьи Карловны.

О том, насколько доверительным и непринужденным было общение писателя и архитектора, говорит шутливый тон их переписки. Так, тётя Чехова, Федосья Яковлевна Долженко, пыталась уговорить католика Шехтеля принять православие, о чём Антон Павлович в шутку напоминал в письме: «Милый Франц Осипович! <…> Отчего бы Вам не принять православие?». В 1915 году Франц Шехтель всё-таки перешёл из католичества в православие и принял новое имя Фёдор, с которым и вошёл в историю русской архитектуры.

А. П. Чехов посвятил Ф. О. Шехтелю рассказ «Два скандала» (1882). Шехтель оформил обложку книги Чехова «Пёстрые рассказы» (1886). Эта книга с дарственной надписью А. П. Чехова своему отцу, Павлу Егоровичу, хранится в фондах Дома-музея писателя в Ялте.

В 1891 году Чехов помогал собирать средства для голодающих Нижегородской губернии и обращался, в том числе и к Шехтелю, за помощью. Имевший коммерческую жилку архитектор, оказался состоятельнее Антона Павловича, поэтому в письмах много чеховских шуток вроде: «<…> Фирма „Доктор А. П. Чехов и Кº “переживает теперь финансовый кризис… Если Вы не дадите мне до 1-го числа 25–50 р. взаймы, то Вы безжалостный крокодил…».

Как и Чехов, Шехтель оказался страстным садоводом. Антон Павлович неоднократно приглашал Фёдора Осиповича к себе в гости и в Мелихово, и в Ялту — в Аутку на «Белую дачу». И писатель, и зодчий были удивительно талантливыми и работоспособными людьми. 15 марта 1893 года Фёдор Осипович писал Антону Павловичу: «Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, не заводимые аккуратно постоянно».

Весной 1897 года у Антона Павловича произошло обострение лёгочного процесса, он очень похудел, и, ему пришлось две недели находиться в больнице. Шехтель не оставил его без внимания — присылал продукты. Выйдя из больницы, Чехов написал товарищу: «Дорогой Франц Осипович, меня выпустили на волю, и я уезжаю к себе в значительно исправленном виде. Благодарю Вас безгранично от всей души. Всё, что Вы присылали, я съедал исправно; съел всё, кроме книги, которую возвращаю при сем. Крепко жму Вам руку. Ваш А. Чехов».

Шехтель безвозмездно проектировал здание Московского художественного театра в Камергерском переулке и руководил его перестройкой. В письме актёру Л. А. Сулержицкому А. П. Чехов сообщал: «Новый театр очень хорош; просторно, свежо, нет дешёвой, бьющей в нос роскоши». Занавес театра с эмблемой «Чайки» также изготовлен по его эскизу. К. С. Станиславский по этому же эскизу заказал для Чехова золотой брелок в виде летящей чайки. После смерти Антона Павловича его постоянно носила на цепочке вдова писателя, О. Л. Книппер-Чехова, на многих её фотографиях хорошо виден этот брелок.

Помнят архитектора и в Крыму. Фёдор Осипович неоднократно приезжал сюда на работу, отдых и лечение, а в последнее десятилетие жизни мечтал связать судьбу с нашим полуостровом. В 1916 году он приобрёл участок в Алупке-Саре и даже успел провести подготовительные строительные работы. К сожалению, мечта о строительстве дома осталась нереализованной, как и большая часть его крымских проектов.

После революции семью преследовали несчастья. Заказов не было, кругом была разруха. Шехтель был смертельно болен (рак желудка), на попечении у него находились жена и больная туберкулёзом старшая дочь. Когда-то к великому зодчему стояла очередь из богатейших людей того времени, а свою жизнь он закончил в нищете.

Архитектор просил сестру А. П. Чехова подыскать ему жильё в Крыму:

«Дорогая Марья Павловна, <…> Помогите мне Вашим советом в моём трагикомическом положении: мне нужно в июле (в конце) устроиться где-то и как-то в Крыму месяца на три или, может быть, на всю зиму. Это может быть дача или один этаж или хороший пансион не очень высоко от моря (с печами) в Ялте, Алупке, Мисхоре и т.д. Пожалуй, лучше по нынешним грабительским временам в Ялте в хорошем пансионе. Как вы легко себе представляете — теперь не находится глупого человека, который стал бы строиться и переплачивать в 10 раз, и потому я не работаю и не могу нести тяготу моей квартиры, которая мне обходится до 20 тысяч в год и вот я был вынужден, со слезами на моих и моих домочадцев глазах, продать наш дом <…>.

Неужели я никогда не сумею оказать Вам сотни услуг за Ваше милое отношение к такому несуразно дикому человеку — каким я Вам представляюсь <…>.

Поклон Вашей матушке. Крепко жму Вашу руку и жду Вашей снисходительности. Преданный Вам, Ф. Шехтель 13 Мая 1917».

Однако уехать в Крым он так и не решился, побоялся, что лишится имущества в Москве. Национализация коснулась и его участка в Алупке. Впоследствии архитектор очень надеялся его вернуть.

Ф. О. Шехтель до конца своих дней поддерживал связь с чеховской семьей. Последнее из сохранившихся писем к Марии Павловне он написал за пару месяцев до смерти – 12 апреля 1926 г. Это письмо он закончил так: «Мне очень хочется вас повидать – у меня осталось так мало друзей! Позвольте вас крепко обнять. Всегда ваш, Ф. Шехтель».

Фёдор Осипович скончался 7 июля 1926 года. Похоронен был в Москве на Ваганьковском кладбище на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.

Когда-то великий Гиппократ сказал: «Жизнь коротка — искусство вечно». Как в мировой классической литературе ведущее место занимает слово Чехова, так и в архитектуре имя Шехтеля прославлено его творениями. Нас продолжают восторгать и здание Московского Художественного театра, и строение Ярославского вокзала, и неоготическая усадьба Зинаиды Морозовой (здание МИД), и особняк Степана Рябушинского (ныне музей А. М. Горького), и другие, не менее яркие проекты, без которых невозможно представить облик Москвы.

Автор статьи – научный сотрудник Дома-музея А.П. Чехова в Ялте О.Г. Гармасар.