ДНЕВНИК КОНФЕРЕНЦИИ "ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯЛТЕ": ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 25 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 

14:30 15:30 16:30

 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30 15:30 16:30

 

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: Понедельник и вторник

30, 31 декабря, 1, 6 и 7 января выходные дни

2, 3, 4, 5 января музей работает с 10:00 до 18:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

30, 31 декабря, 1, 6 и 7 января выходные дни

2, 3, 4, 5 января музей работает с 10:00 до 18:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

30, 31 декабря, 1, 6 и 7 января выходные дни

2, 3, 4, 5 января музей работает с 10:00 до 18:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

ДНЕВНИК КОНФЕРЕНЦИИ "ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯЛТЕ 2017"

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 25 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА


В дневнике XXXVIII Международной научно-практической конференции «Чеховские чтения в Ялте» вы можете ознакомиться с кратким содержанием докладов пленарного заседания, состоявшегося 25 апреля 2017 года. 

Кондратьева Виктория Викторовна (Таганрог)

Изучение художественного пространства произведений А.П. Чехова в этнокультурном контексте

В докладе этнокультура рассматривается как совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса. Учитывается то, что этнокультура включает в себя такие элементы, как этническая территория, обряды, поверья, традиции, обычаи и т.п.

На материале рассказов «Счастье» (1887), «Шампанское» (1887), «Печенег» (1897) рассматривается устойчивый набор этнокультурных примет пространственного характера, которые передают колорит юга России: степь, степной шлях, курган, Саур-Могила, казачий хутор. В произведениях Чехова формируется особый историко-культурный ландшафт, который включает в себя конкретные этнокультурные реалии и топографические детали Приазовья. С помощью актуализованных в них традиционных смыслов в повествовании формируется общечеловеческий контекст.

Включая в произведения этнокультурный контекст, А.П. Чехов решает две задачи: с одной стороны, писатель создает местный колорит, с другой – выводит повествование на более масштабный уровень.

Ларионова Марина Ченгаровна (Ростов-на-Дону)

Творчество А.П. Чехова и народная культура

Доклад посвящен формам и способам отражения народной культуры в произведениях Чехова. Наблюдения автора аргументируются фактами биографии писателя, обращением к фольклорным структурам в их сопоставлении со строением ряда чеховских рассказов, анализом некоторых чеховских образов, символов. Делается вывод о национальной самобытности чеховского творчества.

Абрамова Виктория Сергеевна (Пермь)

Художественная имагология: этностереотип чужестранца в прозе А.П. Чехова

На материале рассказов писателя разных периодов выявлены компоненты национального образа и рассмотрена специфика отражения национальных стереотипов. Докладчик взглянула на малую прозу писателя сквозь призму художественной имагологии, предметом которой являются образы «других» «чужих» наций, стран, культур, инородных для воспринимающего субъекта.

В.С. Абрамова, анализируя рассказы и повести, в которых присутствует этнотип иностранца в лице персонажей и сопутствующих им жизненных подробностей («Дочь Альбиона», «На чужбине», «Патриот своего отечества», «Обыватели», «Глупый француз», «Дуэль», «Архиерей» и др.), пришла к выводу о том, что национальное выражено своеобразно: через сознание, а не через колорит. Все герои Чехова являются носителями национальных стереотипов. Докладчик подчеркнула, что другая страна дается лишь штрихами и подчеркивается условность пространства. В.С. Абрамова отметила, что в сознании автора не существует оппозиции «свое/чужое», однако она может постоянно присутствовать в сознании героя, что в свою очередь приводит к насмешке автора над его позицией. По мнению автора доклада, стереотип иностранца отходит на второй план и не является самоцелью риторического воздействия на читателя, писателя интересует ценностное сознание человека любой культуры.

Сёмкин Алексей Даниилович (Санкт-Петербург)

Для каких таких высших целей они страдают и для чего живут. Вновь о телеологической парадигме чеховского мира

В письмах и произведениях Чехова ощущается трагедия, скрытая за равнодушием. В сохранившихся работах по телеологии заключается просвещенческая трактовка прогресса. Благородная цель жизни актуальна для многих чеховских персонажей.

Рассматриваются две парадигмы чеховских героев: негативных и позитивных. Смыслы существования для героев: труд, любовь, наука, деньги, борьба, служение святому искусству – развенчиваются.

Модели поведения героев: «модель-якорь»; модель «вектор».

Лексина Анна Владимировна (Коломна)

Родители и дети: проблемы воспитательного идеала в пьесах Чехова

Доклад посвящен анализу проявления в пьесах А.П. Чехова отдельных аспектов воспитательного идеала, скрытого автором в противопоставление элементов поведения родителей и их детей, а также высказываний персонажей о взаимоотношениях между родителями и детьми. Этот анализ будет сопоставлен с более явственными отсылками Чехова к воспитательному идеалу в его письмах.

Кизима Марина Прокофьевна (Москва)

А.П. Чехов и «женский вопрос»

Анализ пьесы Чехова «Чайка» показывает, что чеховский подход к гендерной проблематике дает важные ориентиры для самопознания людям XXI столетия. Чехов рассматривает жизнь человека в сложной совокупности людских свойств и отношений, проникает в природу общего для обоих полов плана собственных страстей и ограниченности, как и не имеющей половой принадлежности устремленности личности на свободе и творческой реализации. Это трагическое, вечное противоречие жизни, по-разному преломляясь, определяет судьбы чеховских персонажей и звучание его пьесы.

Гордович Кира Дмитриевна (Санкт-Петербург)

Обращение современных авторов к мотивам «Вишневого сада».

К мотивам и образам Чехова современные драматурги и прозаики обращаются постоянно. В работе делается попытка не только рассмотреть примеры переклички в пьесах А. Слаповского и Л. Улицкой образов, но выявить характер изменений, проследить, как утрачивается внутренний содержательный смысл, остается лишь внешняя форма. В этой трансформации важную роль играет включение приемов пародии и фарса.

Болдова Татьяна Анатольевна (Москва)

К вопросу диссертационных исследований творчества А.П. Чехова в немецких университетах

В докладе дается обзор немецких диссертационных исследований жизни и творчества А.П. Чехова. Особое внимание уделяется научно-исследовательской работе литературного музея А.П. Чехова в Баденвейлере (Германия). Специально отмечены интересные монографии о творчестве А.П. Чехова, например, Вольфганг Стефан Киссель «Космос Чехова. Театр, пространство и время».

Издательство Кельн-Веймер-Вена, издательство Белау, 2012, 284 стр. Речь идет об основах славянской филологии и истории культуры как о новом взгляде автора. Вольфганг Стефан Киссель – профессор истории культуры Восточной Европы в университете г. Бремена. Автор в своей книге, состоящей из 8 частей, рассматривает творчество А.П. Чехова и античные традиции мирового театра.

В восьмой части «Пространство и время» (стр. 236-266) профессор Киссель говорит об интерпретации пьес А.П. Чехова через временные структуры и особые временные поля, которые Бахтин называл «Хронотоп», связывая космизм с чеховским взглядом на мировое пространство. Например, термин - «далекие города» - Москва является центральным.