- Чеховские чтения в Ялте 2017
- ДНЕВНИК КОНФЕРЕНЦИИ "ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯЛТЕ 2017"
ДНЕВНИК КОНФЕРЕНЦИИ "ЧЕХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЯЛТЕ 2017"
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 26 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА
Катаев Владимир Борисович (Москва)
Некоторые любят погорячее или О купюрах в чеховских письмах
Автор ставит проблему публикации писем Чехова в полном объеме, без изъятия, без купюр. До сих пор не все написанное рукой Чехова опубликовано. В первую очередь это относится к его письмам. Были разные причины для цензурирования – одни имели место еще до революции, другие – в советское время.
Сейчас остаются проблемы издания писем Чехова во всей стилистической неотобранности, чтобы дать представление о разных регистрах русского языка, которыми владел Чехов.
Спачиль Ольга Викторовна (Краснодар)
А.П. Чехов в восприятии современников-кубанцев. А. Раков «Из воспоминаний об А.П. Чехове»
Доклад знакомит современных читателей с малоизвестной, напечатанной в июле 1904 года «Кубанскими областными ведомостями» и с тех пор не переиздававшейся мемуарной статьей А. Ракова, Спачиль О.В. по сути воссоздает портрет А.П. Чехова, каким его увидел приехавший из южной провинции учиться в Москву молодой образованный читатель-современник. Уточнены вопросы об отношении Чехова к южнороссийской провинции, к ее языку и нравам, заботе Чехова о провинциальных авторах и начинающих участниках литературного процесса.
Кайдаш-Лакшина Светлана Николаевна (Москва)
Чехов спорит с Гаршиным (повесть «Огни»)
Анализируемое произведение Чехова написано в одно время с его ослепительно художественной повестью «Степь», но является совершенно иным по философской глубине. В нем даны все болевые точки современного русского общества. Молодой Чехов глубоко, проникновенно и разносторонне пишет о мировой боли, о христианской основе всякой морали, а в некрологе Пржевальскому он напишет о христианской цивилизации. Чехов первый в XIX веке увидел, что христианская цивилизация в опасности, в этом его необычайная прозорливость и гениальная философская глубина. Чехов философ, но в спорах об эстетике Чехова мы иногда об этом забываем.
Фурсов Александр Павлович (Москва)
Зрение пасхальное (о рассказе А.П. Чехова «Казак»)
Когда художник чист сердцем, глубок, пасхален сердцем, то в его произведениях даже независимо от него самого начинают проступать законы бытия. Классика дорога именно этим. Люди в ту эпоху были необыкновенно чисты сердцем, жизнь церкви была для них естественна, они были вхожи в эту жизнь, стремились жить по Божьим законам, и это отражалось в их творчестве, в их слове. Эти произведения нам дороги, потому что мы можем прозреть в само устройство мира, насколько это возможно для нашего земного сознания.
Доклад о рассказе Чехова «Казак» соотносится с тем, что есть не только научный, литературоведческий метод, но и тот, который можно назвать методом духовного прозрения, погружения в личность писателя и его творчество.
Устинова Елена Викторовна (Москва)
Чехов в школе XXI века: жизнетворчество литератора в контексте эпохи
Изучение творчества А.П. Чехова, как и литературы в целом, в современной школе — проблемная зона педагогики. С одной стороны, писатель оказывается трудным для детей любого возраста, с другой — сам учитель находится в непростом положении, будучи ограниченным ресурсами и рамками урока, что зачастую и делает последний скучным, неинтересным, «проходным». В сообщении на материале преподавательской практики показывается, как через урочные и внеурочные мероприятия разного формата с привлечением широкого спектра методик предпринимаются попытки изменить сложившуюся ситуацию и тем самым показать, насколько продуктивным может быть диалог о жизнетворчестве А.П. Чехова учителя и ученика.
Коршунова Евгения Александровна (Королев)
Архетип «Чуда» в прозе А.П. Чехова
Являясь одним из опорных компонентов идейно-художественной структуры исследованных рассказов А.П. Чехова, данный архетип обнаруживает несколько значений. Архетип «чуда» передает настойчивый интерес А.П. Чехова к размышлению о сущности человеческой природы. Это попытка передать в слове свой опыт общения с трансцендентным, свое чувствование и переживание Бога, которое противится переводу на уровень рациональных понятий, ибо Божественное начало невыразимо.
Чиан Чиех Хан (Москва)
Освоение Леонидом Андреевым драматургической поэтики А.П. Чехова в контексте новой драмы
Поиски А.П. Чехова в сфере обновления поэтики драмы сыграли весьма значительную роль в творческой эволюции Леонида Андреева, который считал себя «безнадежно и навсегда продолжателем чеховской формы». С точки зрения Андреева, творчество Чехова важно именно потому, что в нем содержится ключ к созданию будущего театра, каким он ему виделся, а именно театра «панпсихе». В докладе рассматриваются восприятие и освоение Андреевым чеховской традиции в плане поисков новой формы театра.
Ветрова Марина Валерьевна (Севастополь)
Рецепция творчества А.П. Чехова в драматургии Серебряного века (пьеса Б.К. Зайцева «Усадьба Ланиных»
«Чеховское» в «Усадьбе Ланиных» проявляется на следующих уровнях: место действия (русская дворянская усадьба, типичный чеховский пейзаж), персонажи Зайцева принадлежат к тому же кругу, что и герои Чехова, завязкой, как и у Чехова, является приезд гостей, столичных жителей, который вносят разлад в размеренную жизнь усадьбы. В основе сюжета – клубок запутанных любовных отношений, присутствуют ключевые чеховские приемы. Вместе с тем, в «Усадьбе Ланиных» обнаруживаются черты, присущие зайцевской творческой манере, не характерные для Чехова.