Гости О.Л. Книппер на даче в Гурзуфе

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 

14:30 15:30 16:30

 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30 15:30 16:30

 

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: Понедельник и вторник

30, 31 декабря, 1, 6 и 7 января выходные дни

2, 3, 4, 5 января музей работает с 10:00 до 18:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

30, 31 декабря, 1, 6 и 7 января выходные дни

2, 3, 4, 5 января музей работает с 10:00 до 18:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

30, 31 декабря, 1, 6 и 7 января выходные дни

2, 3, 4, 5 января музей работает с 10:00 до 18:00

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

Гости О.Л. Книппер на даче в Гурзуфе

Статья посвящена обзору истории дачи А.П. Чехова и О.Л. Книппер как места отдыха и встреч замечательных гостей её хозяйки


     Зимой 1900 года Антон Павлович становится владельцем домика с собственным купанием на краю татарской деревни Гурзуф. После его ухода из жизни в 1904 г. супруга, актриса МХТ – Ольга Леонардовна Книппер, получает в наследство эту гурзуфскую дачу, и первые годы она будет все больше пустовать, а хозяйка раздумывать о судьбе своего домика, советуясь с сестрой писателя – Марией Павловной.

 

     С 1905 по 1912 годы дача будет сдаваться в наем постояльцам, потом решат ее продать и даже однажды назовут «злополучным местом», ведь сама по себе дача требовала серьезных материальных вложений, но денег в тот момент попросту не было.

     В силу постоянной занятости присматривать Марии Павловне за дачей было абсолютно некогда. Сама хозяйка была очень загружена в театре. Летний отдых Ольга Леонардовна предпочитала более презентабельный – за границей, куда настойчиво звала и саму Марию Павловну.

     Между тем, жизнь шла, исторические события бурно разворачивались, и скоро все переменилось. Революции, войны, смена политического строя, и сама жизнь стала иной – пугающей и уже лишенной прежней тишины, покоя и уюта. Постепенно в сознании наших героинь гурзуфский домик вновь становится вожделенным местом, получив название: «Желанное». 

     Теперь уже каждая из них в своих зимних квартирах мечтает о любимом «Гурзуфчике», который остается местом летнего отдыха, где можно укрыться, перевести дух или даже спрятаться от чрезмерного внимания общества. Сюда каждое лето приезжают родные и близкие семей Книппер и Чеховых.

      «А я все вспоминаю южное глубокое синее небо и сад, и кедр, и кипарисы, и все, все...и Гурзуф мой драгоценный...» напишет позже Ольга Леонардовна –Марии Павловне».

 

     В конце 20-х годов на Гурзуфской даче у актрисы складывается даже постоянное общество, которое Ольга Леонардовна, и Мария Павловна в шутку назовут «Орденом Лордырей круглого стола». К «лордырям» кроме собственно самой Марии Павловны и Ольги Леонардовны, причислены близкие подруги актрисы: Софья Ивановна Бакланова, и Елизавета Константиновна Коншина, которую в кругу нежно называли Еликончик. А так же в это «общество» входил и Волков Дмитрий Николаевич, которого «величали» Лордом. Конечно же не все члены Ордена Лордырей имели возможность каждое лето бывать на даче в Гурзуфе, но всегда эти встречи в узком и дружеском кругу были очень желанны!

      Вскоре дача становится местом притяжения творческой интеллигенции, стремящейся хоть на миг спрятаться от суровой советской реальности, тем более что сама хозяйка домика была весьма радушной, «за синюю калитку» всегда можно было попасть «запросто», без каких-либо условностей. Именно такая слава держалась в то время об этом, уютном «барынином рае», как его называли знакомые актрисы.

 

      Отдых в Гурзуфе был простым и не притязательным, полностью лишенным вычурности. Утро на даче начиналось рано – с восхода солнца, когда шли купаться в бухту, потом пили привезенный из Москвы кофе (в Ялте достать было невозможно). Днем – непременные прогулки по милому Гурзуфчику и его окрестностям: в Мертвую долину, Артек или… на катере в Ялту. Вечером собирались на веранде или в саду за большим круглым столом, угощения были самыми простыми, а по выходным - пекли ватрушку. За столом велись неторопливые беседы, обсуждались театральные и литературные новинки, звучали хорошо поставленные голоса, музыка…

     «Из-за ограды звучали хорошо поставленные голоса, иногда было шумно, хохотливо, и только один голос, мастерски приглушенный, всегда звучал соло. На фоне почтительных пауз. Меж лезвий агав, стоявших на каменной ограде...» – вспоминала И.Н. Томашевская.

     Гурзуфский домик в разные годы посещали и коллеги актрисы по театру, кто-то из них побывал здесь коротко, а для кого гурзуфский домик стал пристанищем на несколько прекрасных дней и даже недель.

     Военные годы дача, под присмотром семьи соседей Трегубовых, пережила без особых потерь и уже в 1946 году здесь отдыхала актриса и члены ее большой семьи, а также ее коллеги – актеры. Так, несколько чудесных дней здесь провела С.С. Пилявская с супругом актером Н.И. Дорохиным. Так она позднее опишет скромную дачную обстановку:

     «С террасы был вход в комнату для гостей с двумя кроватями — подарок больницы. На террасе стоял круглый стол, буфет с посудой, одно кресло, плетеные стулья и табуретки. Никаких «удобств» в этом татарском жилище не было. Водопроводный кран — в виноградной беседке, там же шланг для полива, и в самом конце сада, у стены, — «зеленый домик»».

     Побывало в этом гостеприимном доме и семейство актрисы А.И. Степановой. Ее супруг, писатель А.А. Фадеев, пробыл на даче очень недолго, а потом лишь вспоминал и мечтал о такой возможности, отправляя в Гурзуф свою семью. По признанию актеров МХАТ в театре говорили «столько прекрасного о Гурзуфе и Барынином рае».

     Гостеприимным Гурзуфский домик стал не только для коллег, но и для гостей актрисы. Здесь побывали и композитор С.Т. Рихтер с супругой певицей Н.Л. Дорлиак, и певец И.С. Козловский, и литературовед В.Я. Виленкин, мастер художественного слова Д.Н. Журавлев, филолог Б.В. Томашевский и его супруга И.Н. Медведева-Томашевская (литературовед) и многие-многие другие.

 

     «Вспоминаю Гурзуф... Домик О.Л. Книппер-Чеховой на берегу бухты. Отменный пловец, Рихтер без маски опускался на дно и застывал там, задумавшись, прислушиваясь к неведомому» напишет позднее И.С. Козловский.

     Яркие встречи оставили такие же яркие воспоминания, которыми гости делились со своими друзьями и коллегами, а до нас они дошли в переписке, мемуарах, воспоминаниях.

     Еще одним чудесным свидетельством пребывания на даче именитых гостей станет скатерть Ольги Леонардовны Книппер. По заведенной ею традиции каждый гость, переступивший порог гостеприимного, «барыниного рая» на скатерти оставлял свой автограф ручкой, а затем, когда гости расходились хозяйка вышивала цветными нитями оставленные автографы. Первая запись на скатерти была сделала В.И. Качаловым, а всего таких автографов на ней — 85: артисты Художественного театра, писатели, художники, музыканты. Эта скатерть сейчас хранится в фондах нашего музея, являя собой материальное подтверждение гостеприимства Гурзуфского домика актрисы!

 

Использованная литература:

1. О.Л. Книппер – М.П. Чехова Переписка 1-2 том. М.: Новое литературное обозрение, 2016г.

2. Книппер В.В. Пора галлюцинаций. М.: Сполохи, 1995. – 464с.

3. Шверубович В.В. О людях, о театре, о себе/ Предисл. В.Я. Виленкина. М.: Искусство, 1976 - 431с.

4. Б.В.Томашевский: Крымские страницы. Симферополь, Крымский архив, 20О1г.

5. КозловскийИ.С., Музыка = радость и боль моя. [Электронный ресурс: https://www.rulit.me/books/muzyka-radost-i-bol-moya-read-307892-78.html], дата обращения – 10.09.2024;

6. Козловский И.С.: Воспоминания.-М.: Наталис:Рипол Классик, 2005г. – 640с.: [Электронный ресурс: https://ptj.spb.ru/archive/24/144-stranitcy-pro-lyubov-24/tri-personazha-v-poiskah-lyubvi/], дата обращения – 10.09.2024;

7. Софья Пилявская Грустная книга: [Электронный ресурс: https://imwerden.de/pdf/pilyavskaya_grustnaya_kniga_2001__ocr.pdf], дата обращения – 11.09.2024;

Авторы статьи: зав. отделом Н.И. Никончук, научный сотрудник М.С. Штельцер.