Нелегкая любовь. Антон Чехов и Ольга Книппер.

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 

14:30 15:30 16:30

 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30 15:30 16:30

 

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: Понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

Нелегкая любовь

Статья опубликована в рамках Всероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь-2023»


Кто нам скажет, что снится женщинам после ухода любимых мужчин?

Мы можем об этом и не узнать – нам неизвестно, как там все устроено. Но точно знаем одно – вас любят, вас видят, с вами встречаются и после того, как вы перестанете быть. Вас очень любят, вам пишут, вас видят во сне, и вы теплы, очень живы, хочется сказать, навсегда, но этого никто не знает.

Итак, Ольге Леонардовне Книппер 36 лет и прошел всего месяц с лишним, как муж ее, Антон Павлович Чехов, в 44 года, ушел из жизни.

Но она поступает так же, как и при его жизни – пишет ему письмо: «В Ялте первое время я тебя чувствовала всюду и везде – в воздухе, в зелени, в шелесте ветра. Во время прогулок мне казалось, что твоя легкая прозрачная фигура с палочкой идет то близко, то далеко от меня, идет, не трогая земли, в голубоватой дымке гор. И сейчас я прямо ощущаю твою голову рядом с моей щекой». (О. Книппер-Чехова. 20 августа 1904 г.)

И  далее: «Живу так, как будто ты опять придешь ко мне, посмотришь на меня своими удивительными лучистыми глазами, погладишь меня, назовешь своей собачкой. Голубчик мой, где ты?!.. А все-таки смерти нет». (О. Л. Книппер-Чехова, 27 августа 1904 г).

В эту волшебную Библионочь поклонники творчества великого Чехова могут совершить попытку осторожно прикоснуться к двум сердцам  в их нелегкой любви.

Ольга Леонардовна Книппер (1868-1959) – актриса, ученица В. И. Немировича-Данченко в Филармоническом училище, в Художественном театре со дня его основания до своей смерти. Любовь – удивительное чувство, вызывающее у нас трепет, страсть и бурю эмоций. Выразить эти ощущения словами и описать близкому человеку глубину переживаний бывает сложно. Решить эту проблему помогут высказывания о любви писателей, философов, актеров и других известных людей.

Первые ее встречи с Чеховым произошли на репетициях спектаклей МХТ «Чайка» и «Царь Федор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября 1898 г.). Книппер в пьесе А.К. Толстого репетировала роль Ирины. Чехов писал после этих встреч: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность – так хорошо, что даже в горле чешется.<…> лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину» (А.П. Чехов А.С. Суворину, 8 октября 1898 г.).

С лета 1899 года начался обмен письмами между драматургом и актрисой, продолжавшийся с перерывами до весны 1904 года. Известно 433 письма и телеграммы Чехова к Книппер и более 400 писем Книппер к Чехову.

25 мая (7 июня) 1901 года в Москве, в церкви обвенчались писатель Антон Павлович Чехов и актриса Ольга Леонардовна Книппер. Незадолго до этого Чехов писал: «Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться». Избежать самого таинства не удалось. Венчание состоялось в Москве, на Плющихе, в Воздвиженском переулке, в церкви Воздвижения на Овражке. Присутствовали при венчании, как Чехов и желал, только четыре необходимых свидетеля.

Церковь Воздвижения на Овражке

Накануне родственники Чехова и Книппер получили приглашение на обед. В честь чего этот обед устраивают, им не сообщили.

Константин Станиславский писал: «Однажды Антон Павлович попросил А. Л. Вишневского устроить званый обед и просил пригласить туда своих родственников и почему-то также и родственников О. Л. Книппер. В назначенный час все собрались, и не было только Антона Павловича и Ольги Леонардовны. Ждали, волновались, смущались и, наконец, получили известие, что Антон Павлович уехал с Ольгой Леонардовной в церковь, венчаться, а из церкви поедет прямо на вокзал и в Самару, на кумыс. А весь этот обед был устроен им для того, чтобы собрать в одно место всех тех лиц, которые могли бы помешать повенчаться интимно, без обычного свадебного шума. Свадебная помпа мало отвечала вкусу Антона Павловича. С дороги А. Л. Вишневскому была послана телеграмма» (К.С.Станиславский, т. 5, стр. 352).

На собственную свадьбу молодые даже и не заглянули. Им предстояло романтическое свадебное путешествие в Уфимскую губернию, для лечения туберкулеза на кумыс.

Чехов никогда не мечтал о такой семье, в которой они с женой не будут отходить друг от друга. Он писал: «Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день». Книппер так и жила в Москве, Чехов жил в Ялте. Они редко виделись, их связывала только тонкая ниточка писем.

Он никогда не просил жену бросить сцену, понимал, как важна для нее работа. И «в семейной жизни самый важный винт – это любовь.» ( А.П.Чехов М.П.Чехову, 26 октября 1898). И этот винт делал их семью крепче.

Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве А.П. Чехова занимает одно из значительных мест. Более 40 произведений (рассказов, повестей, драм) описывают мозаику судеб, характеров, ситуаций, связанных с чувством любви, которая может принимать столь различные, иногда самые противоречивые и даже взаимоисключающие друг друга обличия. Любовные переживания героев прекрасно обнажают низость и жестокость природы людей, отсутствие у них культуры эмоциональной идентификации, уважения и взаимопонимания другого.

Многие поняли из своего жизненного опыта, что любить самому намного нужнее, чем быть любимым. И любить так, как любил Чехов, дано немногим. Ведь само понятие «Любовь» он возвышает до того уровня, когда она перестает быть обстоятельством, дарующим человеку те или иные блага, будь они духовные или физические.

Это был его выбор, выбор для себя своей судьбы, выбор той, которая стала для него «единственной женщиной»: «Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве. Ни на одну миллионную я не считаю себя обиженным или обойденным, напротив, мне кажется, что все идет хорошо, или так, как нужно, и потому, дусик, не смущай меня своими угрызениями» (А .П.Чехов – О.Л.Книппер, 20 января 1903 г.). И высылал ей фиалки, потому что она просила его об этом. «Когда появятся фиалки, пришли мне в коробочке во мху, пришлешь? с приветом от тебя. Целую крепко, родной мой, милый». (О. Л. Книппер - А. П. Чехову, 4 января 1901 г.) Потом в другом письме пишет о том, что «…твое письмо пахнет фиалкой, дусик мой родненький! Отчего это? Так тонко и так приятно». (О. Л. Книппер - А. П. Чехову, 1октября 1902 г.)

Ольге Леонардовне суждено было пережить Чехова на 55 лет. Ее талант, будет знать немало взлетов, она создаст выдающиеся образы в произведениях Тургенева, Гоголя, Достоевского, Горького. Вершинами творчества актрисы остались ее Маша, ее Раневская. В 1924 году за границей были опубликованы письма Чехова к ней, в 1934 и 1936 годах А.Б. Дерман издал два первых тома переписки Чехова и Книппер.

«Милая и дорогая Ольга Леонардовна! Вы скрасили последние дни жизни тому, кто более всех нуждался в красоте. Самоотверженно отдав ему кусочек своей жизни. Вы удержали его на несколько лет дольше между нами, и за это мы должны быть благодарны Вам» (К.С.Станиславский).

Чехов – это трогательная страница подлинно нашей культуры, нежной и изящной, которою мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения. В его творчестве ярко проявилась социальная и личностная значимость семейных ценностей. Семья, являясь социальным институтом, всегда будет феноменом индивидуальной, частной жизни, который дает всем нам возможность быть верными и любимыми.

И этот инскрипт, написанный Ольгой Леонардовной в мае 1940 года на библиотечной книге, подтверждает ее любовь: «Музею А.П.Чехова от Книппер-Чеховой». В доказательство того, что он достоин любви и его по-прежнему любит его любимая женщина.