РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 12:30 14:30 

15:30 16:30 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

11:30 14:30

15:30 16:30

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Закрыт на реставрацию

Справки по телефону: ​+7 978 982-23-39

Окружение А.П. Чехова. Биографические справки

Выставка "Скажи мне, кто твой друг..."


Александр Павлович Чехов (1855 –1913) – старший брат А.П.Чехова. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, знал шесть языков. В студенческие годы публиковался в юмористических журналах «Зритель», «Москва», «Будильник», чем во многом способствовал приобщению к миру столичной журналистики юного Антона Чехова. По выходе из университета в 1882 Александр Павлович служил поочередно в таганрогской, петербургской и новороссийской таможнях. С 1886 жил в Петербурге и при содействии А.П. Чехова стал сотрудником газеты «Новое время». Печатался также в «Петербургской газете», «Осколках», «Историческом вестнике», некоторых других изданиях. Ал. П. Чехов – автор рассказов и повестей. Его псевдонимы: А. Седой, Алоэ, Агафопод, Агафопод Единицын. Александр Павлович вполне профессионально занимался фотографией (его авторству принадлежит одно из первых в России пособий по фотоделу – «Химический словарь фотографа». В 1888 году Александр Павлович овдовел, а в следующем году обвенчался с гувернанткой своих детей Н.А. Гольден. В этом браке в 1891 году родился сын Михаил, который впоследствии станет выдающимся драматическим актером, в течение шести лет возглавлявшим театральную студию МХТ-2, а после эмиграции в США откроет свою актёрскую школу, привившую многим американским актерам систему К.С. Станиславского. Александр Павлович Чехов умер от рака горла. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.

Николай Павлович Чехов (1858 — 1889) – старший брат А.П. Чехова, был талантливым художником, иллюстратором и карикатуристом. Николай был талантлив и музыкально, обладал редким слухом, играл всю музыку на память. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сотрудничал с такими журналами как: «Сверчок», «Зритель», «Осколки», «Москва». Параллельно Николай иллюстрировал рассказы своего брата и делал карикатуры с его подписями.

Именно благодаря Николаю Антон подружился с такими талантливыми художниками как И. Левитан, К. Коровин и с архитектором Ф. Шехтелем. В возрасте 31 года Николай Павлович заболел туберкулезом легких и скончался 17 июня 1889 года в имении друзей семьи Чеховых, Линтваревых, в г. Сумы, где и был похоронен.

В Доме-музее А.П. Чехова в Ялте хранятся пять работ Николая: портрет И.И. Левитана карандашом; акварель «Усадьба Бабкино», на которой изображен дом, в котором в 1885-87 годах жил А.П. Чехов; «Женская головка» карандашом и гуашью; акварель «Девушка, идущая на свидание»; картина «Бедность» в гостиной (масло). Для этой картины позировала Н.А. Гольден, впоследствии жена старшего брата А.П. Чехова Александра Павловича.

Иван Павлович Чехов (1861 — 1922) – младший брат Антона Павловича Чехова, был педагогом, народным учителем. После разорения отца и бегства семьи в Москву в 1876 году Иван остался с братом Антоном в Таганроге. На жизнь зарабатывал переплётным ремеслом, учась в гимназии, и, вечерами переплетая книги. Окончив 5 классов гимназии и оставив её из-за тяжёлого материального положения, в июне 1877 года Иван отправился к семье в Москву. Иван Павлович всю свою жизнь жалел о том, что не получил высшего образования и не окончил среднюю школу. Именно поэтому он постоянно занимался самообразованием. В январе 1880 года И.П. Чехов успешно сдал экзамен на звание приходского учителя, стал прекрасным педагогом. В своих письмах Антон Павлович называл его «положительным человеком». Иван Павлович также был заведующим, организатором и наблюдателем некоторых народных библиотек и читален, входил в состав совета попечительства о бедных, был членом правления Общества попечения об учительских детях. По просьбе А.П. Чехова он составлял списки учебников для школ и библиотек Сахалина, Мелихова, помогал в обустройстве аутской татарской школы. За свою педагогическую деятельность был награжден золотыми и серебряными медалями.

В 1893 году Иван Павлович женился на Софье Владимировне Андреевой, через год у них родился сын Владимир.

Иван пользовался безграничным уважением и доверием своего брата Антона. Ему единственному из всей семьи Антон Павлович сообщил о предстоящем венчании с О.Л. Книппер.

В ялтинский период жизни А.П. Чехова Иван Павлович каждое лето проводил в доме брата и в Гурзуфе. После смерти Антона Павловича он помогал сестре и матери в Ялте, преподавал в Аутском и Штангеевском училищах. И.П. Чехов умер в Москве в 1922 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Михаил Павлович Чехов (1865 — 1936) – младший брат и биограф Антона Павловича Чехова, юрист, литератор, переводчик. Родился в 1865 году в Таганроге. Окончил первый класс Таганрогской мужской гимназии. После переезда отца в Москву в 1876 году был определён во 2-ю московскую гимназию. Учился в Московском университете (1885—1890), где окончил юридический факультет. Мих. П. Чехов помогал Антону Павловичу в его литературных делах: переписывал произведения брата, ходил по редакциям юмористических журналов и газет. Служил податным инспектором в Ефремове, Алексине, Серпухове, Угличе. В 1896 году познакомился с Ольгой Германовной Владыкиной, вскоре они поженились. В браке родилась дочь Евгения (1898) и сын Сергей (1901).

В 1926 году Мих. П. Чехов окончательно переехал в Ялту. Младшего брата писателя по праву называют первым научным сотрудником музея, лучшим биографом А.П. Чехова и всей чеховской семьи. Он активно помогал сестре в музейных делах: вел финансовую и другую музейную документацию; занимался канцелярской работой – составлял инвентарные списки экспонатов, опись библиотеки А.П. Чехова, отвечал на письма и запросы; вычертил планы музейных комнат. Вместе с сестрой работал над изданием мемуарного каталога-путеводителя по Дому-музею А.П. Чехова в Ялте, который вышел в свет уже после его смерти в 1937 г. Михаил Павлович ушел из жизни 14 ноября 1936 года после тяжёлой болезни. Был похоронен в Ялте рядом с матерью Евгенией Яковлевной на Старом городском кладбище.

Мария Павловна Чехова (1863 — 1957) – сестра А.П. Чехова. Педагог, художница, создательница Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1953). Родилась в городе Таганроге 31 июля (12 августа 1863 г.). В 1872 году поступила в таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. После разорения семьи в 1876 году и переезда в Москву завершила среднее образование в Филаретовском женском епархиальном училище в 1884 году. В 1882—1885 годах училась на высших женских курсах проф. В. И. Герье. В 1886—1904 годах преподавала историю и географию в частной московской женской гимназии Л. Ф. Ржевской. М. П. Чехова серьёзно занималась живописью. В 1890-е годы училась живописи в Строгановском училище и в частной студии А. А. Хотяинцевой. В живописи ей помогали В. А. Серов, К. А. Коровин, И. И. Левитан. Рисунки Марии Павловны находятся в экспозициях чеховских музеев в Москве и в Ялте.

В Мелихово помогала брату А. П. Чехову в строительстве школ, лечении крестьян, хозяйственных работах. После его смерти посвятила свою жизнь собиранию и изданию литературного и эпистолярного наследия брата.

С 1921 года была бессменным директором и хранителем созданного ею Ялтинского дома-музея А. П. Чехова.

Провела огромную работу по систематизации и комментированию писем А.П. Чехова. Опубликовала его переписку в 6 томах. Шеститомник «Письма А.П. Чехова, изданный в 1912-1916 гг., имел большой успех у читателей и исследователей творчества А.П. Чехова.

В соавторстве с братом Михаилом Павловичем подготовила и выпустила каталог-путеводитель «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте».

Сохранила дом в годы гражданской и ВОВ. 14 июля 1944 года 1944 г. была награждена орденом Трудового Красного знамени. Заложила многие культурные, просветительные и научные традиции музея. Была инициатором Чеховских чтений в Ялте в 1954 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

М. П. Чехова умерла 15 января 1957 года в Ялте от инфаркта. Похоронена рядом с матерью Е. Я. Чеховой в Ялте на городском кладбище.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 —1959) — русская и советская актриса, служившая в МХАТе; народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии I степени (1943). Жена писателя Антона Павловича Чехова. Родилась в семье инженера-технолога Леонарда Августовича (немца по национальности) и его жены Анны Ивановны, урождённой Зальца в г. Глазов. Ольга окончила частную женскую гимназию. Отец запрещал ей заниматься театром, мечтая, чтобы дочь стала художницей или переводчицей. После его внезапной смерти ей пришлось давать уроки музыки, чтобы заработать на жизнь. В 1895 году поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества на трёхгодичные драматические классы под руководством В. И. Немировича-Данченко. В 1898 году по окончании училища сразу же была принята в только что созданную труппу Московского художественного театра и вскоре стала партнёршей К. С. Станиславского. Её дебютным спектаклем был «Царь Фёдор Иоаннович», в котором она исполнила роль царицы Ирины.

Первые встречи Ольги Леонардовны с Антоном Павловичем Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович». Ольга Книппер-Чехова — первая из всех актрис, сумевшая чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой игры, актриса исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова:

• «Чайка» (1898, Аркадина)

• «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна)

• «Три сестры» (1901, Маша)

• «Иванов» (1901, Сарра)

• «Вишнёвый сад» (1904, Раневская).

25 мая 1901 года состоялось венчание А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Москве. Брак продолжался до смерти Чехова 2 (15) июля1904 г. В 1919—1922 годах О.Л. Книппер-Чехова была в составе качаловской группы, с которой гастролировала по югу России. По возвращении на Родину продолжила служить во МХАТе. На сцену последний раз вышла 22 октября 1958 года, когда отмечали её 90-летний юбилей. Ольга Книппер-Чехова скончалась 22 марта 1959 года в Москве. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище.

Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900) —русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик ИАХ (1898). Родился в образованной обедневшей еврейской семье. Осенью 1873 года тринадцатилетний Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этом же училище учился брат А.П. Чехова Николай.

В апреле 1885 года Левитан поселился неподалёку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организовал выставку пятидесяти пейзажей. В конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890) Левитан провёл в Плёсе. Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли ему широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов. В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетил Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат С.Т. Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке. В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем, что в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова. В январе 1895 года благодаря общей знакомой Т.Л. Щепкиной-Куперник Левитан помирился с Чеховым. Щепкина-Куперник, собираясь в Мелихово к Чеховым, заехала в московскую мастерскую Левитана посмотреть удомельские этюды и уговорила его ехать вместе. Друзья встретились, обнялись, и дружба возобновилась.

В 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Зимой 1899 года врачи отправили Левитана в Ялту на лечение. Сердце его болело уже почти непрерывно. Он ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. В Ялте тогда жил и Чехов. Ялта художнику не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трёхсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года А.П. Чехов сам навестил тяжело больного Левитана. Через два месяца художника не стало, он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро» — также осталась незаконченной.

Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 года на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем.

22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.

О душевной близости Чехова и Левитана напоминают полотна художника, подаренные Антону Павловичу, и, его фотография с дарственной надписью. В кабинете писателя в Ялте пять работ Левитана: в нише, за его рабочим столом, висит картина «Река Истра». Художник изобразил вид на реку с берега, на котором была расположена усадьба Бабкино. Второй этюд Левитана – «Дуб и березка» – подарен Чехову еще в 1884 г. На стене с камином еще две небольшие работы: «Сепия» и «Тяга». В нише камина располагается последний подарок художника – «Стога сена в лунную ночь».

Фёдор Осипович Шехтель (Франц-Альберт Шехтель, нем.) (1859— 1926) — русский архитектор, живописец и график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий. Фёдор Осипович был товарищем брата А.П. Чехова Николая по Училищу живописи, ваяния и зодчества. С Антоном Павловичем познакомился в 1877 г., когда гимназист Чехов приезжал из Таганрога в Москву на каникулы. И позже, когда Чехов поселился в Москве, между ними установились дружеские отношения: они постоянно общались и переписывались до последних дней жизни писателя. Он был своим человеком в семье Чеховых. Шехтеля любили за простоту, находчивость, веселый, общительный характер. Одновременно с А. П. Чеховым, Фёдор Осипович сотрудничал в юмористических журналах, помещая в них свои рисунки. Он выступал и как театральный художник, оформляя красочные спектакли-феерии в популярном тогда театре Лентовского.

А.П. Чехов посвятил Ф.О. Шехтелю свой рассказ «Два скандала». Этот рассказ был включен автором в сборник «Сказки Мельпомены» (1884).

В 1886 г. Шехтель оформил обложку книги Чехова «Пестрые рассказы». В ялтинском доме писателя, в его рабочем кабинете, до сих пор есть предметы, напоминающие об их дружбе и общении. Например, среди фотокарточек, хранящихся в кабинете писателя, находится фотография Фёдора Осиповича с дарственной надписью: «Хорошему другу Антону Павловичу Чехову. Ф. Шехтель. 7 сент. 86 г.». В кабинете Чехова находится еще один подарок Шехтеля – принадлежности к камину. Набор был подарен Антону Павловичу в Мелихове в 1894 г. и позже перевезен в Ялту.

В 1902 г. архитектору было присвоено звание академика архитектуры. А.П. Чехов в телеграмме поздравлял его с этим событием. Шехтель стал автором проекта здания Mосковского Художественного театра и Таганрогской городской библиотеки, в которую Чехов передал значительную часть своих книг.

Леонид Валентинович Средин (1860 — 1909) — ялтинский хирург, общественный деятель, фотограф-любитель. В 1891 году заболел туберкулёзом, после чего поселился в Ялте, снимая квартиру на втором этаже в доме художника-передвижника Г. Ф. Ярцева, в которой организовал кружок местной интеллигенции. У Средина бывали в гостях А. П. Чехов (с писателем он познакомился еще в 1894 году), С. В. Рахманинов, А. А. Спендиаров, В. М. Васнецов, Ф. И. Шаляпин, А. М. Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Д. Телешов. Дружеские отношения сложились с М. Н. Ермоловой. Он был настоящим русским интеллигентом, не случайно к нему тянулись многие известные люди. Благодаря фотографиям Л. Средина можно увидеть многих знаменитых людей в непринужденной обстановке. Чехов высоко ценил искусство фотографа Средина. Леонид Валентинович был его первым фотографом в Ялте и одним из самых близких друзей. В июне 1899 года в семье Срединых жила О. Л. Книппер, в период ухаживания за ней Чехова.

В доме Чехова сохранились не только фотографии Л. В. Средина, но и этюды его младшего брата Александра Средина: портрет О. Л. Книппер в комнате 1-го этажа, этюды «Ворота в парк» и «Корабли» украшают кабинет А.П. Чехова.

Умер Леонид Валентинович в октябре 1909 года от туберкулеза. Был похоронен на Иоанно-Златоустовском кладбище Ялты.

Капитолина Михайловна Иловайская — владелица дачи «Омюр» в Ялте, где Чехов жил с 23 октября 1898 г. до осени 1899 г. Антон Павлович познакомился с семьей Иловайских в 1892 году в Воронежской губернии. Снимая комнаты на даче «Омюр», Чехов получил столь важное для писателя уединение, возможность спокойно работать и встречаться с людьми, которые были ему интересны. Например, на даче Иловайских впервые встретились Чехов и Горький. В 1901 году Иловайская принимала у себя Льва Николаевича Толстого. Толстой даже звонил по телефону Чехову в Аутку. Дружеские отношения Чехова с К. М. Иловайской сохранились и после его переезда в собственный дом. Капитолина Михайловна не раз бывала гостьей Антона Павловича на «Белой даче», они продолжали общаться: известны три письма Чехова к К. М. Иловайской и восемь писем от неё к Чехову. К. М. Иловайская была владелицей «Омюра» до 1913 года.

Сергей Яковлевич Елпатьевский (1854-1933) – русский писатель, революционер-народоволец, врач, специалист по легочным болезням. В 1872 году поступил в Московский университет на юридический факультет, позднее перевелся на медицинский. В 1870-е годы участвовал в народническом движении. В 1884 году Елпатьевский был арестован за распространение нелегальной литературы и приговорен к высылке в Восточную Сибирь. После ссылки Сергей Яковлевич жил в Нижнем Новгороде, сотрудничал в изданиях «Русское богатство» и «Русский вестник». В 1891—1893 гг. принимал участие в борьбе с голодом и холерой. В Ялте Сергей Яковлевич поселился одновременно с А. П. Чеховым в конце 1890-х гг. и они, врачи по профессии и литераторы по призванию, одновременно вошли в жизнь города, его проблемы и нужды.

Среди пациентов Сергея Яковлевича были Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Алексей Максимович Горький. Дом доктора в Ялте заслуженно славился гостеприимством, там можно было встретить Короленко, Куприна, Горького, Бунина, Мамина-Сибиряка, Гарина-Михайловского и других известных представителей художественной и научной интеллигенции России.

В Крыму Сергей Яковлевич приобрел широкую известность тем, что очень активно работал в Ялтинском благотворительном обществе и помогал неимущим туберкулезным больным. Вместе с Чеховым доктор Елпатьевский стал создателем санатория «Яузлар» (ныне санаторий им. А. П. Чехова), первой общедоступной здравницы для легочных больных.

После Октябрьской революции Елпатьевский жил в Москве. С 1922 года по 1928 год работал врачом в Кремлёвской больнице. Сергей Яковлевич умер 9 января 1933 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Его особняк в Ялте (современный адрес — ул. Леси Украинки, 12) сохранился до наших дней.

Исаак Наумович Альтшуллер (1870—1943) — ялтинский врач, один из основателей Международной лиги для борьбы с туберкулезом. И. Н. Альтшуллер родился в г. Липецк Тамбовской губернии. Его врачебная деятельность началась в 1895 году в Новоторжской больнице, через год после окончания университета в Москве. В 1898 году И. Н. Альтшуллер заболел туберкулезом легких. Бурно развивающийся туберкулезный процесс помешал ему продолжать работу на севере России, и он переехал в Ялту. Опыт борьбы с собственной болезнью помог стать ему одним из наиболее авторитетных легочных врачей на Южном берегу Крыма. У него лечились Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, К. С. Станиславский, В. П. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, семья Ф. И. Шаляпина, писательница Т. Л. Щепкина-Куперник. Он стал членом благотворительного общества г. Ялты и принимал самое активное участие в строительстве первого санатория для лечения туберкулезных больных. Известны семь писем А.П. Чехова к И.Н. Альтшуллеру и шесть писем И.Н. Альтшуллера к А.П.Чехову.

В 1910 году врач И. Н. Альтшуллер стал представителем России во Всемирной лиге по борьбе с туберкулезом. После революции в 1917 году в Ливадии открылся санаторий для освобожденных политических заключенных, Исаак Наумович стал консультантом этого санатория. В 20-е гг. XX века врач уехал в Прагу, затем в Америку. Вернуться на родину уже не довелось. Умер Исаак Наумович Альтшуллер в Америке в 1943 году.

Составитель: О. Г. Гармасар.