«…НА СЦЕНЕ ЛЮДИ ОБЕДАЮТ, ПЬЮТ ЧАЙ, А В ЭТО ВРЕМЯ РУШАТСЯ ИХ СУДЬБЫ…» (к 125-летию пьесы «Три сестры»)

РАСПИСАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Дом-музей А.П. Чехова в Ялте

10:30 11:30  12:30 

14:30 15:30 16:30

17:30; 18:30 (проводятся только по четвергам)

 

 

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

11:00 14:00 15:00 16:00

Дача А.П. Чехова и
О.Л. Книппер в Гурзуфе

10:30 11:30 12:30 14:30 15:30 16:30

18:30 (проводится только по четвергам)

 

 

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

10:30 11:30 12:30 14:30 15:30 16:30

18:30 (проводится только по четвергам)

Закрыт на реставрацию

Отдел «Дом-музей А.П. Чехова в Ялте»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Без выходных

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 112

Справки по телефону: +7 (3654) 39–49–47; +7 978 939-01-14

Отдел «Чехов и Крым» на даче Омюр

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

Выходные: понедельник и вторник

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, 32а

Справки по телефону: +7 ​(3654) 23–53–67

Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Без выходных

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (3654) 26–32–05

Отдел «Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе»

Со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00

Касса до 17:30

В четверг с 10:00 до 20:00

Касса до 19:30

Без выходных

Российская Федерация, Республика Крым, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова,22

Справки по телефону: ​+7 (978) 939-01-14

«…НА СЦЕНЕ ЛЮДИ ОБЕДАЮТ, ПЬЮТ ЧАЙ, А В ЭТО ВРЕМЯ РУШАТСЯ ИХ СУДЬБЫ…» (к 125-летию пьесы «Три сестры»)

Статья посвящена обзору истории пьесы А.П. Чехова «Три сестры».


В этом году исполняется 125 лет созданию Антоном Павловичем Чеховым пьесы «Три сестры».

Созданная по заказу МХТ пьеса уже более ста лет не сходит со сцены, как в России, так и за рубежом. Актуальность этой пьесы заключена в вечных вопросах о стремлении человека к лучшему, будущему счастью.

После успешных постановок на сцене Московского Художественного театра «Чайки» и «Дяди Вани» Антон Павлович летом 1900 года по настоятельной просьбе руководителей МХТ начинает работать над новой пьесой, получившей название «Три сестры». Замысел пьесы, по мнению литературоведов, зародился в конце 1890-х годов, а отдельные эпизоды, лица и события Антон Павлович по-своему обыкновению «набирал» из своего личного жизненного опыта: «...я пишу жизнь…» – говорил он!

Антон Павлович уезжает на дачу в Гурзуф с четким намерением работать над пьесой и сначала все идет «гладенько», пьеса «выровнялась» и «готова вылиться на бумагу». Но уже осенью писатель понимает, что к театральному сезону он не успеет – написание пьесы затягивается и продвигается очень медленно. «Трех сестер» писать очень трудно, труднее, чем прежние пьесы…» – напишет сам автор. Но в МХТ «только и разговоров о новой пьесе», ее ждут с нетерпением актеры и публика, а режиссеры – Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко мягко, но очень настойчиво поторапливают автора. 25 октября 1900 года Антон Павлович признает, что в этом сезоне пьеса «не пойдет». Однако, уже 29 октября он сам представил ее схематический черновик актерскому составу театра – зачитал текст пьесы, без каких-либо авторских комментариев и пояснений.

Среди актеров первое знакомство с пьесой вызвало непонимание и слезы, а сам автор недоумевал – он писал комедию, откуда слезы? Антон Павлович был расстроен, но чувствовал и понимал, что работа над пьесой еще не завершена. Предстояло несколько месяцев серьезной и кропотливой работы, прежде чем Владимир Иванович Немирович-Данченко назовет ее «самой удачной» из его пьес.

В 20-х числах ноября начались репетиции спектакля. «Звездный» состав актеров, задействованных в постановке постепенно постигал гениальный замысел автора, а сам писатель все больше доверялся им, их таланту и технике: оттачивались монологи, реплики, образы, сцены в совместной работе драматурга, режиссеров и актеров.

Премьера долгожданной пьесы состоялась 31января 1901 года, театр был переполнен. Такого бурного успеха, как прежние две Чеховские пьесы, постановка не имела, но единодушно все критики отмечали, что публика следила за спектаклем с напряженным вниманием.

Впервые пьеса была напечатана во втором номере журнала «Русская мысль» за 1901 год, а позже вышла отдельным изданием в издательстве А.Ф. Маркса уже с изменениями и поправками.

Успех пьесы нарастал постепенно, только через три года «публика оценила все красоты этого изумительного произведения и стала смеяться и затихать там, где этого хотел автор. Каждый акт уже сопровождался триумфом». Пьеса стала любимым спектаклем демократически настроенной интеллигенции и студентов, с легкостью уловивших новаторский прием чеховской драматургии, который заключался в лишении самого действия на сцене всякого драматизма и ввел так называемый «прием подтекста», который писатель раскрыл так: «на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы…».

Пьеса «Три сестры» в блестящем исполнении актеров МХТ успешно была представлена и заграничному зрителю: Берлин – 1906г., 1921-1922г, 1923, Грузия, Болгария, Прага 1920- 1922, США 1923г.

До первой мировой войны пьеса «Три сестры» часто ставилась и на провинциальной сцене: Иркутск и Киев, Варшава и Вильно, Рига и пр.

После Октябрьской Революции 1917 г. обращение режиссеров к «Трем сестрам» оставалось единичным и только ближе к 40-ым годам ХХ столетия интерес к пьесе возродиться вновь.

В предвоенные годы новое прочтение «Трех сестер» представит В.И. Немирович-Данченко со «вторым поколением» актеров МХТ. Спектакль, созданный 83-х летним режиссером стал, по мнению театральных критиков, едва ли не самым лучшим и гармоничным за всю историю МХТ и на 15 лет будет, пожалуй, единственным «соразмерным своей эпохе» и развеет все мнения о неактуальности драматургии А.П. Чехова. Эта постановка даст старт новому прочтению пьесы в интерпретации молодых режиссеров.

На исходе оттепели в 1964 году к постановке «Трех сестер» приступит режиссер Георгий Товстоногов, 1981 – Юрий Любимов, 1997 – Олег Ефремов.

На зарубежной сцене путь пьесы «Три сестры» начался с Берлина в 1901 г., далее была Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Стамбул, Рим… Особенно знамениты спектакли режиссеров Людмилы и Джорджа Питоевых, Лоренса Пьера Оливье, Эрвина Акслера и др. А уже с конца 20-го века пьеса покорит и сердца жителей Юго-Восточной Азии: Японии, Южной Кореи, Китая, арабских стран и Африки.

Современные прочтения пьесы «Три сестры» очень далеки от классического, но ведь и мир не стоит на месте. Режиссеры экспериментируют, переводя драму на язык современности. Из последних постановок самыми громкими стали премьеры Владимира Панкова, Тимофея Кулябина, Андрия Жолдака, Юрия Бутусова.

За рубежом громкими стали постановки таких режиссеров как Саймон Стоун (Базель), Уве Эрик Лауфенберг (Гессен), Важди Муавад (Сирия), а постановка Сьюзан Кеннеди (2020г) в новостных лентах была названа одной из важнейших премьер европейской сцены.

Можно десятки раз смотреть «Трех сестер» в самых разных трактовках, но непременный вопрос возникает каждый раз: «Почему же мы, люди, научились мыслить так возвышенно, создавать сложнейшие механизмы, управлять искусственным интеллектом, а живем кое-как?».

Признанный ли это мастер или только начинающий режиссер, суть чеховской драматургии прочувствует каждый: люди проживают свои жизни как бы «начерно», как будто будет шанс прожить ее когда-нибудь по-настоящему и, наконец, приблизиться к своей мечте, своему собственному счастью!

Заведующая отделом Н.И. Никончук, научный сотрудник М.С. Штельцер

Фотографии:

1. Панов В.П., иллюстрация к пьесе Чехова А. П. «Три сестры». КП 7093/5;

2. Актёры МХТ, занятые в пьесе Чехова А. П. «Три сестры». КП 5234;

3. Брошюра «Антонъ Чеховъ. Три сестры. Драма в 4-хъ дѣйствiяхъ. С.-Петербургъ. Изданiе А. Ф. Маркса.1902». КП 1786/5